Семинар «Теория и методология современной социальной антропологии в индивидуальных исследовательских проектах» под руководством Н. Ссорина-Чайкова
Семинар «Теория и методология современной социальной антропологии в индивидуальных исследовательских проектах» под руководством преподавателя кафедры социальной антропологии Кембриджского университета Николая Ссорина-Чайкова начал свою работу в конце декабря 2013 г. Организация подобной дискуссионной площадки была продиктована необходимостью ознакомления со сложившимися в международном научном сообществе подходами к подготовке научных публикаций. Использование современных коммуникационных технологий позволило организовать в он-лайн режиме полноценные встречи томских участников с Н. Ссориным-Чайковым. Помимо сотрудников лаборатории социально-антропологических исследований в семинаре принимали участие и другие исследователи, заинтересованные в обсуждении предлагаемых методологических проблем.
В течение полугода было проведено 11 семинаров. Их специфика определялась тесным переплетением и взаимосвязью двух основных направлений работы: теоретико-методологического и конкретно-исторического. Обращение к фундаментальным зарубежным и российским исследованиям в области антропологии, философии, культурологии, социологии, политологии обеспечило участникам семинара общую ориентацию в современном методологическом пространстве социально-гуманитарных наук и, вместе с тем, позволило определить собственную исследовательскую позицию и стратегию с учетом специфики сферы научных интересов.
В качестве итоговой оценки прошедших семинаров, можно привести ряд высказываний их участников:
«Семинар Ссорина-Чайкова - это прекрасная площадка для обмена мнениями, стимулирования интеллектуального развития, отработки и конкретизации собственных идей. Ввиду отсутствия подобного рода семинаров и обсуждений на кафедрах, это уникальная возможность, и я очень рад ей воспользоваться. Кроме того, Николай, по сути, осуществляет тьюторство, и наблюдать за тем, как он это делает - это повышение собственной преподавательской квалификации. Наконец, знакомство с литературой, про которую в ином случае не узнал бы. Все это с одной стороны полезно, а с другой - безумно интересно» (Дмитрий Коньков, к.и.н.).
«Можно отметить такие положительные моменты от наших семинаров с Николаем: методика самих семинаров, что можно использовать в своей работе со студентами; структурирование материала при обсуждении чьей-либо статьи, что важно для любого, не зависимо от того, какой темой ты занимаешься; знакомство с новой литературой и ее обсуждение» (Евгений Луков, к.и.н.).
«Участие в работе семинара дало хороший импульс для углубленного изучения фундаментальных трудов зарубежных и российских философов, социологов, политологов, культурологов, благодаря чему появилась возможность расширить представления о теоретико-методологическом пространстве конкретно-исторических исследований. Коллективное обсуждение общетеоретических проблем позволило наметить некоторые новые подходы к анализу и осмыслению источникового материала и сформулировать ряд гипотез, связанных с «встраиванием» локальных исторических фактов и сюжетов в общий контекст исторического процесса» (Ольга Харусь, д.и.н.).
«Участие в семинаре и коллективное обсуждение статей, отдельных сюжетов позволяет с другого ракурса взглянуть на предмет обсуждения, более детально разобрать сюжеты, на первый взгляд кажущиеся незначительными, но по ходу обсуждения такие частные, казалось бы, моменты выходят на первый план. Очень важно, что обсуждаются методологические проблемы, новая литература, т.к. мы все работаем по разным направлениям, но все погружены в антропологический дискурс, есть возможность лучше узнать, в какой логике выстраивают материал коллеги, в чем преимущества и недостатки их подходов» (Елена Хахалкина, к.и.н.).