Летняя школа «Наука на пленэре: пересобирая связку “природа, ученые и локальные сообщества”»
Четвертая летняя STS школа «Наука как форма жизни» состоялась в последнюю неделю июня 2019 года в Томске. Уже по традиции организаторами выступили Лаборатория социально-антропологических исследований (ЛСАИ), Научно-исследовательский институт биологии и биофизики (НИИ ББ), Центр превосходства Bio-Clim-Land, совместно с Центром социально-политических исследований технологий (PAST-центр) Томского Государственного Университета
В этом году школа финансировалась за счет средств гранта РФФИ «Гибридные формы взаимодействия/сосуществования в социальном пространстве на берегах Оби: сопряжение жизненных миров местных сообществ, государственных структур и ученых как ресурс для понимания глобальных/локальных климатических и социокультурных изменений» (это социогуманитарная часть общего с биологами проекта «Когнитивные взаимодействия реки Обь как макрообъекта экосистемы Западной Сибири и сообществ местных жителей: анализ социоприродных трансформаций»). Другим источником финансирования стал грант ФЦП ИР «Исследования и разработки» (проект RFMEFI58717X0036).
Основной идеей школы в 2019 году была попытка по-новому взглянуть на производство научного знания, где агентами выступают не только научные сообщества (институты), но также местные жители, и представители хозяйственных и других организаций, ведущих свою деятельность на территориях, где ведутся полевые научные исследования. Вслед за Мишелем Каллоном мы назвали это наукой «на пленэре» (recherché de plein air/ science ‘in wild’). |
Участниками школы были магистранты и аспиранты из Сибири (ТГУ - Томск, КемГУ - Кемерово), Москвы (ВШЭ), Санкт-Петербурга (СПбГУ) и Великобритании (Университет Манчестера).
По сложившейся логике, школа включала теоретический и полевой этапы. В рамках теоретической подготовки участники прослушали лекции экспертов школы:
- «Введение в STS: история, основные понятия. методология»,
- «Наука как форма жизни: от изолированных исследований к науке на пленэре» (Иван Чалаков, Пловдивский Университет, Болгария, PAST Центр ТГУ);
- «Современная антропология науки: перспективы исследования в контексте множественных онтологий» (Ирина Поправко, Лаборатория социально-антропологических исследований ТГУ)
- «Гражданская наука: понятие, история, кейсы» (Евгения Попова, PAST Центр ТГУ)
- «Неформальные креативные практики локальных сообществ как источник инноваций» (Ольга Устюжанцева, PAST Центр ТГУ)
- «Традиционные знания» и «новые практики»: индигенные сообщества и дискурс жизненного пространства этнокультуры» (Владимир Поддубиков, Кемеровский государственный университет).
Теоретический этап Автор фото: Ирина Поправко |
Акцент в этом году организаторы сделали именно на практиках взаимодействия научных коллективов и местных сообществ – увидеть в поле «живые» формы такого взаимодействия, новые формы существования научного знания.
Полевой этап стартовал сразу после теоретического и продлился 4 дня, в течение которых участники смогли наблюдать и участвовать в научных практиках на стационаре Кайбасово (вести наблюдения с орнитологом, выезжать на установление датчиков по Оби вместе с гидрологами, работать совместно с ихтиологами, ботаниками, наблюдать эксперимент по разложению биомассы).
«Эксперимент по разложению биомассы» |
«Эксперимент по разложению биомассы» |
«Эксперимент по разложению биомассы» |
«Эксперимент по разложению биомассы» |
Научные практики орнитологов |
Научные практики гидрологов |
Научные практики ихтиологов |
Научные практики почвоведов |
Участники Четвертой Международной Летней STS Школы «Наука как форма жизни», Кайбасово |
Затем участники сменили локацию, чтобы увидеть, как и в каких формах «живет» наука в малом городе Колпашево. Благодаря отзывчивости местных энтузиастов, удалось побывать в краеведческом музее, селекционной станции и экологическом центре для детей.
Селекционная станция |
Селекционная станция |
В каждом из упомянутых трех объектах научное знание играет особую роль. Так, удалось выяснить, что музей участвует в экспертизе и дает подтверждения «истинности» этнического происхождения местным селькупам. Экологический центр формирует у детей (и не только) научное понимание происходящих в окружающем их мире процессов – от наблюдения за погодой, до глобального потепления. И, наконец, отличным кейсом (особенно для критики акторно-сетевой теории) стала селекционная станция, где участники получили представление о всем цикле «производства» новых сортов, но и, что особенно интересно, увидели, что материальность, которая в обычных лабораторных условиях «существует» лишь до определенного момента (до перевода ее в цифры и графики) - здесь присутствует постоянно.
Уже после окончания школы некоторые участники захотели продолжить работу над открытыми в поле кейсами. Мы, как организаторы, надеемся, что полученный на школе опыт станет для них хорошей отправной точкой в дальнейшем исследовательском пути – связанным или нет с антропологией науки.
Авторы материала:
И. Поправко, И. Чалаков
ОТЗЫВЫ О ШКОЛЕ
Дмитрий Зуев, НИУ ВШЭ, Москва
По своему образованию я философ и школа в Кайбасово стала для меня первым опытом полевой антропологической работы.
Непосредственно на станции Кайбасово я работал с двумя кейсами. Первый из них - натурный эксперимент, который является частью масштабного исследования, посвященного изучению влияния затопления поймы реки Обь на химический состав атмосферы. Интересно, во-первых, то, что нашей группе повезло оказаться на станции в день начала эксперимента, так что нам удалось понаблюдать за самым активным и напряженным этапом работы ученых. Во-вторых, методика эксперимента была еще не отработана и потому порождала сомнения и неопределенность, которые являются первым интересом антрополога науки.
Вторым кейсом стала вылазка на р. Андрева и р. Рыбную с целью установить датчики и провести замеры расхода воды в этих реках. Здесь я выступал уже не только в качестве антрополога, но и (помощника) гидролога. Это позволило на собственном опыте почувствовать особенности полевой работы ученых-естественников. С философской точки зрения, тут особо интересен процесс создания измеримости в диких условиях и сохранения тождественности исследовательского объекта в тот момент времени, пока он еще не перенесен на бумагу.
Третьим кейсом стала селекционная станция в Колпашево. Благодаря отзывчивости сотрудников, нам удалось шаг за шагом проследить маршрут от экспериментальных полей к записям на бумаге и от них к готовому сорту растений. Особенно интересно тут то, как союз людей и растений позволяет сохраняться всей структуре даже в ситуации недостаточного финансирования.
Исследуя каждый из кейсов, я получил совершенно разный опыт и материал. Для меня, как философа, это несомненный плюс, поскольку я смог ближе познакомиться с различными аспектами полевой работы в антропологии науки. Также хотелось бы поблагодарить других участников школы и ее руководителей за интересное и плодотворное общение.
Рооса Рютконен, Университет Манчестера, Великобритания
The summer school was a very rewarding – and intensive – experience…so much action and experiences condensed in one week! The theme of the school is strikingly timely and its concrete location in the Tomsk region in Siberia provides a fascinating context for reflecting on the ongoing transformations of science and their historical trajectories. Kicking off with two days of interesting lectures and discussions in Tomsk, the school proceeded with a field section. Staying at the research station Kaibasova and visiting the various scientific/educational institutions in the regional center Kolpashevo provided two illuminating case studies for reflecting on the themes of the school, the presence of various forms of science and their embeddedness in relations and processes of various scales. The school provides a unique opportunity for visiting such places and getting to know the interesting characters involved in scientific and educational activities in them! Furthermore, the school in itself is one example of the multidisciplinary forms of science emerging in these localities, bringing together people from various intellectual and disciplinary backgrounds – and indeed provokes reflection on what constitutes ‘science’ or the ‘scientific’ and how such activities are connected to their various locales and emerge in relation to various wider structures. Further, singing songs by the fire (with some exquisite singers!), going to a bird song excursion early in the morning, swimming in the Ob and enjoying the lushness of Western Siberian summer and the company of other participants was simply lovely! For someone like me interested in the transformations of science and knowledge production in Russia and beyond, this summer school is a gem!