Летняя школа «Наука как форма жизни: гетерогенные сообщества в полевом биологическом исследовании»
«Наука в действии»: завершила свою работу первая томская летняя STS школа «Наука как форма жизни»
Первая STS школа в России «Наука как форма жизни: гетерогенные сообщества в полевом биологическом исследовании», посвященная антропологическому исследованию науки, проходила в Томске с 11 по 20 июля 2016 г. Она включала эмпирический этап: студенты обучались не только теоретическим подходам к исследованию лабораторной жизни, но и вели включенное наблюдение за работой ученых в условиях научно-исследовательского стационара Кайбасово в пойме реки Обь. Всего в России было проведено три школы STS в России, однако все они были сосредоточены на теории и методологии и не включали полевые исследования.
Участники школы | Кайбасово: научная база ТГУ |
Организаторами школы выступили Лаборатория социально-антропологических исследований (ЛСАИ), Центр социально-политических исследований технологий (PAST-Центр), Центр превосходства Bio-Clim-Land и Научно-исследовательский институт биологии и биофизики ТГУ. Эта уникальная коллаборация создана по инициативе сотрудников ЛСАИ и PAST-Центр ТГУ – Ирины Поправко и Ивана Чалакова, которые в прошлом году и организовали подобную школу в Болгарии в астрономической обсерватории Рожен. Настоящая школа объединила социальных ученых (антропологов, социологов и политологов) и представителей естественных наук (почвоведов, геоботаников, микробиологов и экологов). В течение 10 дней вместе с участниками школы – студентами из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска, мы попытались понять, каким образом «делается наука» в лабораторных и в полевых условиях.
Школа очень выгодно выделяется на фоне имеющегося российского STS дискурса, сфокусированного в основном на теоретическом переосмыслении и транслировании на российскую почву различных подходов в исследованиях науки и технологий. Публикации отечественных авторов редко представляют результаты полевых исследований лабораторной и научной жизни, и поэтому данная летняя школа с полевым этапом исследования науки является уникальной в российской практике.
Особенно важным и символичным стало то, что эта школа соединила научные коллективы, тесно связанные в прошлом с известной в Томске семьей Львовых: Юрий Алексеевич Львов (1932-1994) – выдающийся ученый в области геоботаники и экологии природных ресурсов, основатель школы болотоведения в ТГУ, а его супруга Элеонора Львовна Львова (1940-2014) – идеолог и душа томской социальной антропологии. Такое прошлое ко многому обязывало. Мы думаем, что научное сотрудничество учеников Львовых имело хороший старт.
Юрий Алексеевич Львов | Элеонора Львовна Львова |
Хроника летней школы «Наука как форма жизни: гетерогенные сообщества в полевом биологическом исследовании»
Подготовка к полю: теория и методология лабораторный исследований
В течение первых двух дней с помощью лекторов Ирины Поправко, Андрея Кузнецова и Ивана Чалакова, студенты разбирали подходы к лабораторным исследованиям: от классического подхода к научному знанию Роберта Мертона к акторно-сетевой теории Бруно Латура.
Лекция Ивана Чалакова | Лекция Сергея Кирпотина |
Сергей Кирпотин, возглавляющий исследовательскую группу биологов и центр превосходства Bio-Clim-Land, ввел более широкий контекст исследований своего центра в рамках проекта «Транссибирский научный путь» (TSSW) показав, что в глобальном масштабе Сибирь интересует исследователей-экологов из-за обширных отложений углерода в болотах, почве и вечной мерзлоте — в случае высвобождения и переноса в атмосферу он будет заметно усиливать глобальное потепление.
Теоретический этап школы завершился экскурсией в лаборатории центра Bio-Clim-Land, где участники могли видеть один из этапов производства научного знания – ‘перевод’ собранных в поле образцов и проб в таблицы и графики.
Участники Школы в лаборатории "Био-Клим-Лэнд" | Лаборатория "Био-Клим-Ленд" |
Полевой этап: «приручение» поймы Оби
Пожалуй, самым ярким и насыщенным был полевой этап школы: четыре дня участники вели наблюдение за работой ученых в пойме реки Обь на научно-исследовательском стационаре Кайбасово в 150 километрах от Томска. Разделившись на пять групп, они вместе с почвоведами, геоботаниками, экологами и микробиологами вели работы по прокладыванию профиля поймы, фиксируя рельеф, растительный и почвенный состав, определяя количество микроорганизмов в единице воды.
Как и классическим антропологам, нашим участникам пришлось освоить язык каждого из «племени ученых», а также участвовать в их рутинных практиках. Рассматривая научное сообщество в Кайбасово как гетерогенное, населенное разного рода деятелями – природными, техническими, человеческими и не-человеческими и разного рода гибридами – мы увидели, как делается наука в поле, как происходит трансформация «дикой» поймы в тексты и описания, готовые для дальнейшего лабораторного анализа и превращения в графики и таблицы, чтобы затем появиться в научных публикациях.
Лариса Колесниченко фиксирует слои почвы в разрезе |
Трансформация |
Трансформация | Трансформация |
Аналитический этап: наука и общество
Вернувшись из поля с немалым количеством данных, мы продолжили работу в рамках аналитического этапа, рассматривая научное знание как инструмент политики, экономики в более широком социальном контексте.
Специально приглашенный на школу один из ведущих мировых социальных исследователей науки Стивен Хилгартнер и директор Центра социально-политических исследований технологий (PAST-Центр) Евгения Попова показали, какие существуют режимы контроля знания в естественных науках, как наука может быть инструментом национальной политики, и каким образом лабораторное знание транслируется во внешний мир.
Завершилась работа школы представлением проектов участников, которые они разрабатывали в рамках полевого этапа. Все темы оказались очень перспективными и достойными для публикации. Готовые тексты планируется обсудить на Первом Томском Антропологическом форуме в рамках симпозиума «Гетерогенные сообщества современного мира.
Открытость научного коллектива томских биологов, работающих не только в Кайбасово, но по мегапрофилю на реке Обь, сделала возможной эту летнюю школу, а также дала основание для дальнейшего сотрудничества и совместных планов по развитию нового для Томска (и России в целом) направления – антропологии науки.
Отзывы участников летней школы «Наука как форма жизни»: о поле, о Томске, о текстах
Алексей Воронков (НИ ВШЭ, Москва) о текстах для чтения и лекциях:
«С учетом эмпирической направленности школы и ее дисциплинарного отнесения большинство текстов были подобраны весьма удачно, то есть давали понять, как проводить работу в поле, куда смотреть. С другой стороны, литература давала понять основные теоретические положения АСТ. Некоторые участники школы, ни разу не открывавшие до тех пор литературу по STS производили впечатление теоретически подготовленных исследователей. (…) В лекциях содержательно и сбалансированно освещались и теоретические предпосылки, и методические/методологические аспекты. Мне особенно была интересна лекция Ирины Поправко, хотя мне кажется, что это из-за моего специфического для школы неантропологического бекграунда»
Валентин Соловьев (ТГУ, Томск) о поле:
«Полевой этап вышел замечательным во всех отношениях, ярким как с житейской, так и с научной точки зрения. Стоит отметить отличные условия, организованные для нас в Кайбасово, позволившие нам заниматься научной деятельностью и не отвлекаться на что-либо другое. Мне кажется, мы вполне сработались с учеными-биологами и собрали достаточно данных для дальнейшей исследовательской работы. В целом, эти 4 дня на берегу Оби были проведены нами с большой пользой и оставили после себя сугубо положительное впечатление».
Лидия Рахманова (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
О Томске и текстах:
«В Томске просто невероятное количество достопримечательностей, как выяснилось. Мне очень понравилась прогулка с Вами по лагерному саду, мимо университетов, по центральной улице. Театр «2+Ку» был совершенно потрясающий. (…) Поскольку тексты Стивена Хилгартнера были присланы прямо перед школой, я боролась с желанием читать ридер и читать путеводитель по Томску, который нужно было осмотреть за полтора дня».
О поле и команде:
«Безусловно очень понравились условия жизни в поле, на нашей базе они были просто королевскими. Очень понравился размер коллектива антропологов, мне кажется, в таком количестве и с таким разным опытом мы очень хорошо сработались!»
Инна Гайчук (МГУ, Москва)
О школе:
«Школа «Наука как форма жизни» - очень интересный и полезный проект. Его полезность лично для меня заключается в том, что за достаточно короткие сроки удалось ознакомиться с большим объемом информации, а также применить ее на практике».
О поле и Сибири:
«Хочется поблагодарить организаторов за уникальную возможность побывать в Кайбасово и прочувствовать тайгу не как турист, а вместе с исследователями этого замечательного края. Сама база находилась в замечательном месте. Обь радовала своей теплой водой, которая зазывала даже в самую дождливую погоду. Отдельное спасибо хотелось бы передать еще раз Наталье Ивановне, её по-матерински теплое отношение к нам оставило след в моей душе, а вкус её рыбных котлет засел глубоко в моей памяти.
Сибирь – теплый край. Не только потому, что погода была действительно теплой, но и от того, что там можно встретить много теплых людей. Говорят, что Молдавия (Инна – из Молдавии – прим. И.П.) - теплый край с гостеприимными людьми, это говорят те, кто еще не был в Сибири».
Ольга Макиенко (ТГУ, Томск)
О лекциях, лекторах и перспективах:
«Отдельное спасибо вам за выбранный преподавательский состав! Каждый лектор объяснял работу STS с разных сторон, после чего мы смогли собрать полную картину работы теории вместе. Особенно мне понравились лекции Андрея Кузнецова и Евгении Поповой. (…) Надеюсь, что вы проведете не одну подобную школу в Томске, потому что мы, как её выпускники, остались в восторге!»