Летняя альпийская школа культурной антропологии
20-31 августа 2014 г. группа из 9 студентов-антропологов, лаборантов ЛСАИ, принимала участие в работе Летней антропологической школы, организованной Anthropological Research Center в лице его руководителя доктора исторических наук Константина Банникова. Школа проходила в живописных местах Северной Италии – в Валле д’Аоста («долина Аосты»), которая располагается среди склонов самых высоких горных вершин Европы: Монблан, Монте-Роза, Маттерхорн, перевалов Малый и Большой Сен-Бернар. Программа школы была очень насыщенной: она включала в себя и лекции, и экскурсии.
Долина Аосты имеет богатое историческое наследие, здесь сохранилось очень много памятников древнеримской архитектуры (когда-то Аоста была важным стратегическим пунктом на пути из Италии в Центральную Европу). Также в долине Аосты находится самое большое число средневековых замков. Валльдостанцы ценят и уважают свою историю, поэтому большинство замков сохранилось до наших дней; многие из них функционируют сейчас как музеи, а есть и такие, в которых живут люди и открыты отели. В ходе экскурсий мы исследовали не только долину, но также соседние регионы Италии и даже страны.
Одной из самых ярких и запоминающихся была поездка в Швейцарию, в которую мы попали через перевал Большой Сен-Бернар (2469 метров над уровнем моря!). В ходе этой экскурсии мы получили уникальную возможность посетить выставку работ Ренуара, собранных из ведущих музеев и картинных галерей мира в музее фонда Пьера Джанадда (г. Мартиньи). Неизгладимое впечатление оставил треккинг по долине: когда ты в изнеможении поднимаешься в крутую гору, не видя перед собой ничего, кроме деревьев и ног впереди идущего товарища по несчастью, и вдруг на очередном повороте выходишь на поляну и перед тобой предстают развалины средневекового замка на самой вершине горы, с которой открывается непередаваемо прекрасный вид на горы!… Это действительно стоит всех потраченных сил!
Интересно, что практически каждая экскурсия сопровождалась лекцией одного из преподавателей школы. И вообще, лекций в традиционном понимании со студентами, сидящими за партами и что-то отчаянно конспектирующими, было не очень много. Основную информацию мы получали именно из совместных поездок, походов, обедов и ужинов. Много было не просто «лекций на открытом воздухе», но и совместных действий, куда студенты были непосредственно вовлечены. Так, Светлана Рыжакова учила нас индийским танцам на кромлехе на перевале Малый Сен-Бернар, а Валентина Ивановна Харитонова показала, как нужно правильно себя вести во время посещения шаманского святилища. Тем не менее, и традиционные лекции были интересными и полезными: Дмитрий Анатольевич Функ делился секретами работы в поле, чего стоит избегать, а к чему стремиться; Елена Вячеславовна Миськова представила проблему изучения коллективной и индивидуальной памяти; Людмила Геннадьевна Жукова рассказывала о своих исследованиях иудействующих в России; Михаил Немцев рассуждал о том, что же такое философская антропология.
Главным девизом нашей антропологической школы было «Поле – вокруг нас!». Мы жили с преподавателями в одном доме, поэтому была отличная возможность обсудить все интересующие нас вопросы в неформальной обстановке. В ходе таких поездок молодые исследователи могут узнать много нового, перенять опыт старших коллег.
Отдельно хочется упомянуть организационную составляющую поездки – она была выше всяких похвал. Константин Банников, идейный вдохновитель и главный организатор школы, продумал все до мелочей, а также нашел себе итальянских партнеров в лице министерства туризма автономной области Валле д’Аоста, которое представляла замечательная женщина Анна Соден. Анна отлично знает русский язык, много раз была в России, она была практически на каждой нашей экскурсии, рассказывала подробности повседневной жизни валльдостанцев, провела для нас мастер-классы по приготовлению пасты и поленты (местное традиционное блюдо из кукурузной муки). В первый день нашего пребывания в Италии, после экскурсии по Аосте, министерством туризма был организован официальный торжественный прием всех участников нашей школы, с приветственным словом перед нами выступал министр туризма долины Аосты. Поддержка местного министерства туризма помогла нам попасть в такие места, куда вход обычному посетителю закрыт. За что им огромное спасибо!
В общем, об этой поездке мы можем говорить еще долго-долго, а вспоминать ее будем еще дольше. Для каждого из участников она разная, но без сомнения, она всех нас изменила, дала толчок для дальнейшего научного и личностного роста.
P.S. Отдельно выражаем благодарность руководителям Лаборатории социально-антропологических исследований за предоставленную возможность участия в этой Школе!
Некоторые заметки участников школы:
«Много воспоминаний также оставили города, которые мы посетили. Это Турин, Милан и швейцарский город Монтрё. Красивые люди, разного вероисповедания, расы, этничности живут в этих городах. Китайцы ходят по магазинам в Милане, покупая брендовые вещи, цыгане просят милостыни на улицах Турина, арабы гуляют на берегу Женевского озера, турки продают шаурму в забегаловках Монтрё. Ассорти культур, религий и наций».
«Мне безумно понравился центр города Аоста, гулять по нему в свободное время, просто сидеть на лавочке и наблюдать за местными жителями. Они такие жизнерадостные и довольные жизнью, от них заражаешься этим позитивом».
«Размеренная жизнь жителей Аосты всецело подчинена ритмам и законам природы. Атмосфера этой долины, где гармонично существование природы и человека, заставляла задуматься о многом, о бурной этнической истории этих мест, о региональной валльдостанской идентичности и о причинах местного сепаратизма (который проявлялся в рассказах местных жителей, когда они говорили о взаимоотношениях с жителями соседних регионов: Пьемонта и Ломбардии)».
«Особая атмосфера, которой было окутано само пребывание в Аосте, настраивала на антропологическую волну и заставляла мыслить по-иному, обращать внимание на детали и мелочи, которые, казалось бы, не имеют никакого значения. Да что говорить, мыслить начинаешь по-другому! А как же иначе, когда все разговоры идут об антропологических исследованиях, полевой работе, статьях, книгах и многом другом. Здесь ты можешь просто так поговорить с профессорами, и не в спешке, которой "способствует" университетская жизнь, а например, за вечерним ужином или прямо в дороге».
«Альпы – что может быть лучше? Такую красоту я видела, только на картинках, и подумать не могла, что увижу это вживую. Захватывающие виды: горы со снежными макушками и зелеными лугами, прозрачные бирюзовые реки и водопады».