Семинар А. Халембы "Современные подходы в антропологических исследованиях религии"
9–13 февраля 2015 г. на базе Лаборатории социально-антропологических исследований ИФ ТГУ состоялся семинар «Современные подходы в антропологических исследованиях религии» под руководством Агнешки Халембы, научного сотрудника Института этнологии и культурной антропологии Варшавского университета. Агнешка Халемба проводила этнографические исследования в Южной Сибири и в Закарпатской Украине. В 2002 году получила докторскую степень в Университете Кембриджа, затем работала в Институте социальной антропологии им. Макса Планка в Германии и в Центре истории и культуры Центральной и Восточной Европы при Лейпцигском университете. С сентября 2012 работает в Варшавском Университете.
Данный семинар являлся открытым для посещения всеми желающими и собрал преподавателей и студентов исторического, философского, психологического, филологического факультетов, факультета журналистики, а также сотрудников других университетов и организаций – Томского политехнического университета, Томского университета систем управления и радиоэлектроники, Томского государственного педагогического университета, Томского областного краеведческого музея, ООО "Первое экскурсионное бюро". Всего семинар посетило более 30 человек.
На семинаре рассматривался широкий спектр вопросов, связанных с современными антропологическими подходами в изучении религии и направленных в первую очередь на понимание связи этнографии с теоретическим анализом через рассмотрение отдельных кейсов. Важную роль, по мысли А. Халембы, в современной антропологии религии играет работа с научными понятиями, изменяющимися во времени. Многие понятия перерабатываются в поле, чтобы они могли хорошо описывать то, что мы видим, и в то же время не «загонять» полученное знание в рамки сложных научных дефиниций. К числу базовых понятий антропологии религии, которые были рассмотрены на семинаре, можно отнести: веру, рациональность, иррациональность, святость, медиацию, секуляризм и секуляризацию.
Среди главных тем, проходивших красной нитью через всю проблематику семинара, можно выделить изменение вектора антропологических исследований, а именно переход от изучения религии как сконструированной антропологами системы восприятия мира (наиболее ярко выраженного в символических теориях) к изучению ее как изменяющейся практики, являющейся ресурсом для человеческой жизнедеятельности. Значительную роль в современной антропологии религии играет также проблема «понимания» религиозных сообществ и их религиозных практик, которая выводит антропологов на изучение механизмов работы сознания (когнитивная антропология) и технологий управления сознанием.
Посредством обсуждения конкретных исследовательских кейсов были изучены такие проблемы как: реакция на колониализм и другие виды доминирования, выраженные в религиозной форме, зависимость религиозных чувств от материальной основы религии, возможности и варианты вписывания новых технологий в религиозный контекст, религиозные общества и вызовы секуляризации, как становятся религиозным и т.д.
В качестве иллюстраций к обсуждаемым проблемам на семинаре были продемонстрированы несколько документальных и антропологических фильмов. Одним из ярких, запоминающихся моментов стал просмотр видеоклипа в стиле рэп, снятого католическими монахами и демонстрирующего как взаимодействуют религия и медиа, как проходит привлечение к вере в современном европейском обществе.
Тематика семинара и проходившие в его рамках обсуждения нашли живой отклик среди студентов, отметивших актуальность постановки терминологических и методологических проблем, а также дискуссионный характер большинства рассмотренных исследовательских кейсов, дающих представление о том, как этнографический материал может интерпретироваться в рамках теоретического анализа. А.Халемба обратилась также к полевому опыту студентов, и по завершении курса они презентовали собственные исследовательские проекты и получили ценные отзывы.