Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

«Наука в действии»

«Наука в действии»: завершила свою работу первая томская летняя STS школа «Наука как форма жизни»

Это первая STS школа в России, посвященная антропологическому исследованию науки, которая включала эмпирический этап: студенты обучались не только теоретическим подходам к исследованию лабораторной жизни, но и вели включенное наблюдение за работой ученых в условиях научно-исследовательского стационара Кайбасово в пойме реки Обь. Всего в России было проведено три школы STS в России, однако все они были сосредоточены на теории и методологии и не включали полевые исследования.

 Участники школы  Кайбасово: научная база ТГУ

Организаторами школы выступили Лаборатория социально-антропологических исследований (ЛСАИ), Центр социально-политических исследований технологий (PAST-Центр), Центр превосходства Bio-Clim-Land и Научно-исследовательский институт биологии и биофизики ТГУ. Эта уникальная коллаборация создана по инициативе сотрудников ЛСАИ и PAST-Центр ТГУ – Ирины Поправко и Ивана Чалакова, которые в прошлом году и организовали подобную школу в Болгарии в астрономической обсерватории Рожен. Настоящая школа объединила социальных ученых (антропологов, социологов и политологов) и представителей естественных наук (почвоведов, геоботаников, микробиологов и экологов). В течение 10 дней вместе с участниками школы – студентами из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска, мы попытались понять, каким образом «делается наука» в лабораторных и в полевых условиях.

Школа очень выгодно выделяется на фоне имеющегося российского STS дискурса, сфокусированного в основном на теоретическом переосмыслении и транслировании на российскую почву различных подходов в исследованиях науки и технологий. Публикации отечественных авторов редко представляют результаты полевых исследований лабораторной и научной жизни, и поэтому данная летняя школа с полевым этапом исследования науки является уникальной в российской практике.

Особенно важным и символичным стало то, что эта школа соединила научные коллективы, тесно связанные в прошлом с известной в Томске семьей Львовых: Юрий Алексеевич Львов (1932-1994) – выдающийся ученый в области геоботаники и экологии природных ресурсов, основатель школы болотоведения в ТГУ, а его супруга Элеонора Львовна Львова (1940-2014) – идеолог и душа томской социальной антропологии. Такое прошлое ко многому обязывало. Мы думаем, что научное сотрудничество учеников Львовых имело хороший старт.

 Юрий Алексеевич Львов  Элеонора Львовна Львова

Хроника летней школы «Наука как форма жизни: гетерогенные сообщества в полевом биологическом исследовании»

Подготовка к полю: теория и методология лабораторный исследований

В течение первых двух дней с помощью лекторов Ирины Поправко, Андрея Кузнецова и Ивана Чалакова, студенты разбирали подходы к лабораторным исследованиям: от классического подхода к научному знанию Роберта Мертона к акторно-сетевой теории Бруно Латура.

 Лекция Ивана Чалакова  Лекция Сергея Кирпотина

Сергей Кирпотин, возглавляющий исследовательскую группу биологов и центр превосходства Bio-Clim-Land, ввел более широкий контекст исследований своего центра в рамках проекта «Транссибирский научный путь» (TSSW) показав, что в глобальном масштабе Сибирь интересует исследователей-экологов из-за обширных отложений углерода в болотах, почве и вечной мерзлоте — в случае высвобождения и переноса в атмосферу он будет заметно усиливать глобальное потепление.

Теоретический этап школы завершился экскурсией в лаборатории центра Bio-Clim-Land, где участники могли видеть один из этапов производства научного знания – ‘перевод’ собранных в поле образцов и проб в таблицы и графики.

   
 Участники Школы в лаборатории "Био-Клим-Лэнд" Лаборатория "Био-Клим-Ленд"  

Полевой этап: «приручение» поймы Оби

Пожалуй, самым ярким и насыщенным был полевой этап школы: четыре дня участники вели наблюдение за работой ученых в пойме реки Обь на научно-исследовательском стационаре Кайбасово в 150 километрах от Томска. Разделившись на пять групп, они вместе с почвоведами, геоботаниками, экологами и микробиологами вели работы по прокладыванию профиля поймы, фиксируя рельеф, растительный и почвенный состав, определяя количество микроорганизмов в единице воды.

 Уточнение координат  Егор настраивает тахеометр для
прокладывания профиля
 Забор проб: эколог Инна и
микробиолог Алиса
Ольга ведет съемку забора проб воды
   
 Инна работает с образцами  Подготовка разреза почвы
   
 Образцы почвы  Алиса в полевой лаборатории
распределяет пробы по чашкам Петри

Как и классическим антропологам, нашим участникам пришлось освоить язык каждого из «племени ученых», а также участвовать в их рутинных практиках. Рассматривая научное сообщество в Кайбасово как гетерогенное, населенное разного рода деятелями – природными, техническими, человеческими и не-человеческими и разного рода гибридами – мы увидели, как делается наука в поле, как происходит трансформация «дикой» поймы в тексты и описания, готовые для дальнейшего лабораторного анализа и превращения в графики и таблицы, чтобы затем появиться в научных публикациях.

 Лариса Колесниченко фиксирует
слои почвы в разрезе
 Трансформация
 
 Трансформация  Трансформация

Аналитический этап: наука и общество

Вернувшись из поля с немалым количеством данных, мы продолжили работу в рамках аналитического этапа, рассматривая научное знание как инструмент политики, экономики в более широком социальном контексте.

Специально приглашенный на школу один из ведущих мировых социальных исследователей науки Стивен Хилгартнер и директор Центра социально-политических исследований технологий (PAST-Центр) Евгения Попова показали, какие существуют режимы контроля знания в естественных науках, как наука может быть инструментом национальной политики, и каким образом лабораторное знание транслируется во внешний мир.

Лекция профессора Стивена Хилгартнера На лекции Стивена Хилгартнера
Директор Центра социально-политических
исследований технологий Евгения Попова
Лекция Евгении Поповой
 Лекторы школы Стив Хилгартнер,
Иван Чалаков, Ирина Поправко
Лектор школы Андрей Кузнецов

Завершилась работа школы представлением проектов участников, которые они разрабатывали в рамках полевого этапа. Все темы оказались очень перспективными и достойными для публикации. Готовые тексты планируется обсудить на Первом Томском Антропологическом форуме в рамках симпозиума «Гетерогенные сообщества современного мира.

Открытость научного коллектива томских биологов, работающих не только в Кайбасово, но по мегапрофилю на реке Обь, сделала возможной эту летнюю школу, а также дала основание для дальнейшего сотрудничества и совместных планов по развитию нового для Томска (и России в целом) направления – антропологии науки.

Отзывы участников летней школы «Наука как форма жизни»: о поле, о Томске, о текстах

Алексей Воронков (НИ ВШЭ, Москва) о текстах для чтения и лекциях:

«С учетом эмпирической направленности школы и ее дисциплинарного отнесения большинство текстов были подобраны весьма удачно, то есть давали понять, как проводить работу в поле, куда смотреть. С другой стороны, литература давала понять основные теоретические положения АСТ. Некоторые участники школы, ни разу не открывавшие до тех пор литературу по STS производили впечатление теоретически подготовленных исследователей. (…) В лекциях содержательно и сбалансированно освещались и теоретические предпосылки, и методические/методологические аспекты. Мне особенно была интересна лекция Ирины Поправко, хотя мне кажется, что это из-за моего специфического для школы неантропологического бекграунда»

Валентин Соловьев (ТГУ, Томск) о поле:

 «Полевой этап вышел замечательным во всех отношениях, ярким как с житейской, так и с научной точки зрения. Стоит отметить отличные условия, организованные для нас в Кайбасово, позволившие нам заниматься научной деятельностью и не отвлекаться на что-либо другое. Мне кажется, мы вполне сработались с учеными-биологами и собрали достаточно данных для дальнейшей исследовательской работы. В целом, эти 4 дня на берегу Оби были проведены нами с большой пользой и оставили после себя сугубо положительное впечатление».

Лидия Рахманова (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

О Томске и текстах:

«В Томске просто невероятное количество достопримечательностей, как выяснилось. Мне очень понравилась прогулка с Вами по лагерному саду, мимо университетов, по центральной улице. Театр «2+Ку» был совершенно потрясающий. (…) Поскольку тексты Стивена Хилгартнера были присланы прямо перед школой, я боролась с желанием читать ридер и читать путеводитель по Томску, который нужно было осмотреть за полтора дня».

О поле и команде:

«Безусловно очень понравились условия жизни в поле, на нашей базе они были просто королевскими. Очень понравился размер коллектива антропологов, мне кажется, в таком количестве и с таким разным опытом мы очень хорошо сработались!»

Инна Гайчук (МГУ, Москва)

О школе:

«Школа «Наука как форма жизни» - очень интересный и полезный проект. Его полезность лично для меня заключается в том, что за достаточно короткие сроки удалось ознакомиться с большим объемом информации, а также применить ее на практике».

О поле и Сибири:

«Хочется поблагодарить организаторов за уникальную возможность побывать в Кайбасово и прочувствовать тайгу не как турист, а вместе с исследователями этого замечательного края. Сама база находилась в замечательном месте. Обь радовала своей теплой водой, которая зазывала даже в самую дождливую погоду. Отдельное спасибо хотелось бы передать еще раз Наталье Ивановне, её по-матерински теплое отношение к нам оставило след в моей душе, а вкус её рыбных котлет засел глубоко в моей памяти.

Сибирь – теплый край. Не только потому, что погода была действительно теплой, но и от того, что там можно встретить много теплых людей. Говорят, что Молдавия (Инна – из Молдавии – прим. И.П.) - теплый край с гостеприимными людьми, это говорят те, кто еще не был в Сибири».

Ольга Макиенко (ТГУ, Томск)

О лекциях, лекторах и перспективах:

«Отдельное спасибо вам за выбранный преподавательский состав! Каждый лектор объяснял работу STS с разных сторон, после чего мы смогли собрать полную картину работы теории вместе. Особенно мне понравились лекции Андрея Кузнецова и Евгении Поповой. (…) Надеюсь, что вы проведете не одну подобную школу в Томске, потому что мы, как её выпускники, остались в восторге!»

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 310305

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре