Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Введение в антропологию музыки

Лаборатория социально-антропологических исследований (ЛСАИ) совместно с Музеем археологии и этнографии Сибири (МАЭС) Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ) приглашают всех желающих к участию в семинаре «Введение в антропологию музыки», который пройдет с 16 по 21 сентября 2015 г. в ТГУ.

Семинар проведет приглашенный эксперт ­– доктор Иоаннис Цюлакис (PhD в области этномузыкологии и социальной антропологии), исследователь и преподаватель  Школы истории и антропологии Университета Квинс (Белфаст, Северная Ирландия, Соединенное Королевство), профессиональный музыкант*.

Семинар призван познакомить слушателей с антропологией музыки/этномузыкологией в качестве направления и метода исследований и сформировать понимание того, каким образом музыка создается и воспроизводится, какова связь музыки и культуры, каково значение музыкального многообразия в мире. Предлагается изучить общие концепции и теоретические подходы, исследовательскую проблематику в исторической перспективе и современное состояние исследований в данной научной области,  значение «поля» в этномузыкологическом исследовании и вопрос сбора и интерпретации этномузыкологического материала. Практическая составляющая семинара имеет целью знакомство с мировыми музыкальными традициями в антропологической перспективе, в разнообразных локальных культурных, исторических и иных контекстах. Так, здесь будут рассмотрены локальные музыкальные практики аборигенной Австралии, Бразилии, Ирана, Греции, Турции и Балкан, а также явление ‘мировой музыки’ через ее связь с локальной популярной музыкой и глобализацией.

В рамках семинара будет представлена выставка "Музыкальные инструменты народов Сибири и Центральной Азии".

Кратко о структуре  и содержании семинарских занятий:

I. Общие концепции

Тема 1. Феномен ‘мировой музыки’: концепции и области исследований.

Определения ‘мировой музыки’. ‘Мировая музыка’ как культурное явление. ‘Мировая музыка’ как набор музыкальных практик и товар. Музыка ‘в культуре’ и музыка ‘как культура’.

Тема 2. Антропология и этномузыкология: история и практика.

Концепции музыкального и культурного разнообразия и их связь с ‘мировой музыкой’. Развитие этномузыкологии/антропологии музыки как дисциплины, ее особенности и основные характеристики. Основные темы, возникающие в исследованиях мировой музыки: эстетика, коммодитизация, аутентичность, политика и власть. Этномузыкологические методы и практики исследований и их связь с антропологией.

II. Локальная музыка и мир

Тема 1. Музыка, духовность и идентичность: аборигенная Австралия и Бразилия.

Музыка и духовность в аборигенной Австралии. Связь между перформансом, религией и космологией. Аспекты верований и ритуалов, связанных с аборигенным происхождением. Концептуализация ландшафта и ‘мечтание’. Музыка Бразилии и национальная идентичность. Расовое и культурное смешение и его влияние на производство бразильской музыки. Карнавал и музыкальные жанры самба и босса нова, связь с экспортируемым национальным имиджем Бразилии.  

Тема 2. Политика ‘традиций’: народная и популярная музыка в Греции и Турции.

Греческая и турецкая музыка. Тема ‘Запада’ и ‘Востока’ в музыкальной культуре Греции и Турции. Современная греческая и турецкая музыкальные сцены, способы музыкального самовыражения. Народная и популярная музыка в контексте локальных политических изменений 20 века. Эстетика музыки и положение Греции и Турции на международной культурной арене.

Тема 3. Звуки неравенства: популярная музыка от Южной Африки до Ирана.

Критика явления ‘мировой музыки’ в этномузыкологии. ‘Мировая музыка’: демократизация или гегемония? ‘Мировая музыка’ и процессы глобализации. Иранская популярная музыка. Практики музыкального импортирования и их общественно-политическое значение. Импорт рок и хип-хоп музыки в Иран и противоречивое понимание государственности и сопротивления.

*Пианист, аранжировщик и композитор, основатель музыкального коллектива ‘Checkmate in Two Flats’, успешно выступающего на различных европейских площадках: http://www.matse2ifesis.net/

Расписание занятий:

Среда, 16 сентября – 16:35–18:10, 18:25-20:00 (гл. корпус ТГУ, 225 ауд., МАЭС)

Гости семинара – арт-проект "Васильев вечер"

Четверг, 17 сентября – 16:35–18:10 (3 корпус ТГУ, 30 ауд., ЛСАИ)

Пятница, 18 сентября –14:45–16:20, 16:35–18:10 (гл. корпус ТГУ, 225 ауд., МАЭС )

Суббота, 19 сентября ­– 12:25­–14:00 (гл. корпус ТГУ, 225 ауд., МАЭС )

Понедельник, 21 сентября – 14:45­–16:20 (3 корпус ТГУ, 30 ауд., ЛСАИ)

Язык семинара – английский.

Актуальная информация о семинаре (включая возможные изменения в расписании) доступна по адресу: http://lsar.tsu.ru/ru/

Необходима предварительная запись на семинар. По вопросам участия, пожалуйста, обращайтесь: младший научный сотрудник ЛСАИ Елена Карагеоргий, karageorgiy-elena@ya.ru, +7905 991 7320.

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 310383

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре