Этнофорум, street art, этнографический концептуализм
19 сентября в 14:00 в зале периодических изданий Томского государственного педагогического университета (ул. Герцена, 66) состоится круглый стол "Этнофорум, street art, этнографический концептуализм".
Модератор круглого стола - Н.В. Ссорин-Чайков, преподаватель и научный сотрудник кафедры социальной антропологии Кэмбриджского университета, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ИФ ТГУ.
Со-докладчики:
- Д.Е. Крапчунов, доцент Томского филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат философских наук
- Е.А. Кирсанова, старший преподаватель Томского политехнического университета
Три части заголовка этого круглого стола касаются трех различных взглядов на соотношение современного искусства и антропологии современного общества. Описывают ли визуальные образы в том и другом случае социальные взаимоотношения и идентичности, или создают их? Что именно представляет собой предметная область визуализации а этих проектах? Что есть пространство сценических реконструкций традиционной культуры, граффити и концептуальных выставок? Как эти практики соотносится с культурным и полическим полем, где они существуют, которое они отражают, и которое они производят? Какова семиотика этого отражения? Какова семиотика этого производства?
Этнофорум (Даниил Крапчунов) предполагает, что эта практика отражает существующие или существовавшие народные традиции. Сратегия «Томского этнофорума» подчеркивает актуальность поиска места народной традиции в условиях современной городской среды, ее возможностей как устойчивой основы в контексте перманентных кризисов и переходных периодов, в ходе которой ломке подвергается сама структура идентичности и базовое основание личности. Изучение способов трансляции механизмов конструирования идентичности актуализируется и в связи с конструированием новых реальностей, протестных и официальных движений, использующих визуальные знаки в качестве отличительного признака сообщества. Но стратегия этнофорума основана на отношениях прямого отражения по вектору “этнографическое исследование — визуальная реконструкция — перформанс”.
Street Art (Екатерина Кирсанова) предполагает противоположное. Это — создание новых знаково-эстетических пространств путем интервенции, через захват городских пространств, или договора — при помощи легитимных программ сотрудничества. Это попытка переформатировать городское пространство и вскрыть потенциал проницаемости мест, сдвинуть имеющиеся границы и продемонстрировать их нелепость и тем самым вовлечь горожан в рефлексию о городе, спровоцировать диалог. Люди, творящие на улице новые культурные формы и артефакты, совершают акт самоопределения, но это сознательный взгляд со стороны на современное общество, выраженный “на полях” городских проектов, на заборах и стенах, в подземных переходах. Искусствовед здесь репродуцирует эту позицию: это акт самоопределения и взгляд со стороны на акт самоопределения и взгляд со стороны, своеобразное граффити о граффити.
Этнографический концептуализм (Николай Ссорин-Чайков) предлагает еще одну альтернативу. В отличие от этнографии как включенного наблюдения за тем, что существует, строит реальность, которую изучает. В этом он сродни концептуальному искусству и street art’у. Он допускает антропологию как метод создания произведения искусства. Однако, в то же время, он рассматривает концептуальное искусство и в качестве метода антропологического исследования. Термин возник в ходе работы над выставкой «Дары Вождям» (Музеи Московского Кремля, 2006), посвещенной советской эпохи, рассмотренной с точки зрения антропологии дара. В виде книги отзывов, на выставке оказались «представлен» не только этот исторического феномен, но и та политическая и культурная ситуация, в которой эта выставка создавалась. Этнографический концептуализм является способом размышления именно о последнем — о данной выставке не просто как презентации результатов исследований советской истории; не просто как о постсоветском артефакте, а как инструменте этнографии постсоветскости.
Круглый стол начнется с 10-минутных выступлений трех вышеназванных докладчиков, после чего последует общая дискуссия, которую начнут респонденты.