От «заводской» до «мигрантской» школы: (пост)советская школьная сегрегация в городском пространстве (Деминцева Е.Б.)
Laboratorium: Журнал Социальных Исследований. 2020. Том 12, № 1. С. 152-182. DOI:https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-1-152-182.
Деминцева Е.Б.
В статье обсуждается феномен появления в постсоветских городах «мигрантских» школ. Основываясь на результатах нескольких исследований, проведенных в школах Подмосковья и Томска, автор показывает, что дети трудовых мигрантов попадают, как правило, в школы, которые еще в советские годы были ориентированы на обучение детей из низкостатусных семей. Обычно такие школы находятся в микрорайонах, где в советские годы преобладали представители рабочих специальностей. Эти школы имели неофициальный статус маргинальных учебных заведений, а в постсоветское время туда стали записывать детей, не соответствующих стандартным представлениям о «норме»: например, с особенностями развития или из социально неблагополучных семей не только микрорайона, но и всего города. Как показало исследование, школа, которая сохраняет с советских времен репутацию места для детей из низкостатусных семей, сегодня собирает под своей крышей детей мигрантов. Школу посещают не только дети из окрестных домов, но и из других микрорайонов города, поскольку другие учебные заведения часто отказываются записывать к себе детей мигрантов. Появление «мигрантских» школ является результатом неформальных стратегий администраций школ города, а также родителей – как «местных», так и мигрантов.