Истинная «казахскость» как ресурс нациестроительства в современном Казахстане в контексте политики репатриации
6 – 14 июля 2014 года
География исследования: города Астана, Кокшетау, село Красный Яр, Акмолинской области
Выбор географии обусловлен исследовательской целью - определить смыслы понятия «казахсткость», вкладываемые в него разными группами информантов в различных контекстах.
Поставленная цель включала две задачи:
1. Определить, какой смысл вкладывают в понятие «казахскость» («истинную казахскость», аутентичность) казахстанские интеллектуалы - преподаватели вузов, общественные деятели. А также местные чиновники, поскольку, во-первых, они имеют непосредственно дело с людьми в поселках и знакомы с их проблемами, а во-вторых, доступ к чиновникам более высокого ранга оказался весьма проблематичным, учитывая сроки моего пребывания в Казахстане и особенности казахстанской бюрократии.
2. Добавить для сравнения с предыдущим кейсом в Восточном Казахстане (поселок Шыгыс) новый материал – поселок Красный Яр, отстроенный специально для оралманов по программе «Нурлы Кош».
Основными информантами выступили:
- представители казахстанского интеллектуального сообщества – преподаватели и сотрудники вузов (ЕНУ), причем двое из них имели непосредственный опыт репатриации (из России и Монголии), экс-чиновники, общественные деятели;
- представители городского акимата г. Кокшетау, жители поселка Красный Яр, Акмолинской области.
Методы исследования: полуструктурированное интервью, свободные беседы, наблюдение, анализ документов и материалов статистики.
Основные результаты:
- «казахскость» (истинная казахскость/аутентичность) является важным ресурсом и инструментом по включению-исключению в группу «граждан Казахстана» (причем в группу «истинных граждан»). В этом смысле очень важной категорией для анализа полевого материала выступает понятие «культурное гражданство» (cultural citizenship), под которым понимается двойственный процесс внутреннего и внешнего конституирования внутри властных сетей, связанных нацией-государством и гражданским обществом (Ong, A. Cultural Citizenship as Subject-Making: Immigrants Negotiate Racial and Cultural Boundaries in the United States // Current Anthropology. 1996. Vol. 37, N 5. P. 737 – 762.).
- важными факторами, которыми пользуются в повседневных практиках категоризации люди, выступают язык (причем не только казахский, но и русский), культура (зависит от страны исхода репатрианта – Россия, Монголия, Китай, Узбекистан и т.д.) и время переселения (переселившиеся в 1990-е годы имеют больше «шансов» называться «истинными казахами», нежели те, кто приехал в 2000-е).
- возникшая в этом году тема «российских казахов» (казахов, переехавших в Казахстан из России, по программе репатриации и не только, которых не воспринимают как «оралманов»,) имеет, на мой взгляд, хороший потенциал для дальнейшего развития темы репатриантов и границ «культурного гражданства» в современном Казахстане.
Ирина Поправко,
ведущий научный сотрудник ЛСАИ