Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Истинная «казахскость» как ресурс нациестроительства в современном Казахстане в контексте политики репатриации

6 – 14 июля 2014 года

География исследования: города Астана, Кокшетау, село Красный Яр, Акмолинской области
Выбор географии обусловлен исследовательской целью - определить смыслы понятия «казахсткость», вкладываемые в него разными группами информантов в различных контекстах.

Поставленная цель включала две задачи:

1. Определить, какой смысл вкладывают в понятие «казахскость» («истинную казахскость», аутентичность) казахстанские интеллектуалы - преподаватели вузов, общественные деятели. А также местные чиновники, поскольку, во-первых, они имеют непосредственно дело с людьми в поселках и знакомы с их проблемами, а во-вторых, доступ к чиновникам более высокого ранга оказался весьма проблематичным, учитывая сроки моего пребывания в Казахстане и особенности казахстанской бюрократии.

2. Добавить для сравнения с предыдущим кейсом в Восточном Казахстане (поселок Шыгыс) новый материал – поселок Красный Яр, отстроенный специально для оралманов по программе «Нурлы Кош».  

Основными информантами выступили:

- представители казахстанского интеллектуального сообщества – преподаватели и сотрудники вузов (ЕНУ), причем двое из них имели непосредственный опыт репатриации (из России и Монголии), экс-чиновники, общественные деятели;

- представители городского акимата г. Кокшетау, жители поселка Красный Яр, Акмолинской области.

Методы исследования: полуструктурированное интервью, свободные беседы, наблюдение, анализ документов и материалов статистики.  

Основные результаты:

- «казахскость» (истинная казахскость/аутентичность) является важным ресурсом и инструментом по включению-исключению в группу «граждан Казахстана» (причем в группу «истинных граждан»). В этом смысле очень важной категорией для анализа полевого материала выступает понятие «культурное гражданство» (cultural citizenship), под которым понимается двойственный процесс внутреннего и внешнего конституирования внутри властных сетей, связанных нацией-государством и гражданским обществом (Ong, A. Cultural Citizenship as Subject-Making: Immigrants Negotiate Racial and Cultural Boundaries in the United States // Current Anthropology. 1996.  Vol. 37,  N 5. P. 737 – 762.).

- важными факторами, которыми пользуются в повседневных практиках категоризации люди, выступают язык (причем не только казахский, но и русский), культура (зависит от страны исхода репатрианта – Россия, Монголия, Китай, Узбекистан и т.д.) и время переселения (переселившиеся в 1990-е годы имеют больше «шансов» называться «истинными казахами», нежели те, кто приехал в 2000-е).

- возникшая в этом году тема «российских казахов» (казахов, переехавших в Казахстан из России, по программе репатриации и не только, которых не воспринимают как «оралманов»,) имеет, на мой взгляд, хороший потенциал для дальнейшего развития темы репатриантов и границ «культурного гражданства» в современном Казахстане.

Ирина Поправко,
ведущий научный сотрудник ЛСАИ

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 310383

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре