Идентичность в условиях конфликта
Целью экспедиционной поездки июля – августа 2013 г. в Кемеровскую область был сбор материалов о современной этнической и культурной идентичности шорцев, этнической группы тюркского происхождения, с 1993 года официально включенной в список коренных малочисленных народов Севера РФ.
Поводом для проведения полевого исследования стала информация с мест об обострении конфликта интересов в связи с расширением зоны работ горнодобывающих компаний, в частности ОАО «УК Южная». Территория разработок компании находится в низовьях реки Мрас-Су, в местах компактного расселения шорцев. Административно это территория Мысковского горсовета Новокузнецкого района Кемеровской области. В настоящее время подавляющее большинство нижнемрасских шорцев живет в г. Мыски и отчасти в Междуреченске; из сельских населенных пунктов здесь сохранились лишь деревни Чувашка (бывший центр сельсовета, в 1990-е гг. центр национального сельсовета), Казас, Тоз и Чуазас.
В задачи работы входил анализ представлений людей о сути конфликта, землепользовании и о реакции (resilience) населения / культуры на предстоящую ликвидацию практически мононациональной шорской деревни Казас, что в целом, как мы полагали, должно было дать относительно целостную картину специфики современной этнической и культурной идентичности местного шорского населения. Материал собирался в ходе бесед с людьми об их жизненном пути (биографиях), в которых по возможности основной упор делался на обсуждении трех названных тем – землепользовании, конфликте и реакции. Было опрошено все наличное население деревни Казас и отдельные бывшие жители этой деревни, уже выехавшие в соседние города. Кроме этого, значительную роль в получении максимально полной картины сложившейся ситуации играли встречи с ключевыми акторами (stakeholders), включая работников городской администрации (в т.ч. и.о. мэра города Мыски), бизнесменов, научных / музейных работников, руководителей реальных и виртуальных шорских организаций и инициативных групп, духовных лидеров, анализ архивных материалов и публикаций в СМИ, участие в заседаниях рабочих групп и сходов, в других коллективных мероприятиях, а также наблюдение (в том числе включенное), фото и видеосъемка.
Наблюдения и анализ собранных материалов позволяют фиксировать активизацию использования этнически окрашенной терминологии (в данном случае шорской) при обсуждении конфликта в сравнении с имеющимися данными по тому же кусту деревень и не столь явному конфликту первой половины 1980-х, начала 1990-х и даже первой половины 2000-х гг. Шорские национальные интересы, шорская земля, геноцид шорской культуры – типичные термины, задействованные в выявленных дискурсах. Параллельно можно было наблюдать, как процесс сепарации и подчеркивания именно и лишь «шорских интересов» ведет к проигрышу всего населения района в попытке сохранить экологию. Лучше всего прочувствовало ситуацию руководство ОАО «УК Южная». Поскольку никто из национальных лидеров ни на одном из этапов затяжного конфликта не смог четко артикулировать идею строительства для жителей деревни Казас новой деревни в том же районе, руководство компании приступило к осуществлению политики разделения населения путем частного обсуждения условий выкупа их домов и «торгов» при обсуждении каждой конкретной ситуации.
В результате к середине июля 2013 г. в дер. Казас практически не осталось ни одной семьи (по большей части это пожилые люди), которая не мечтала бы получить «достойную» компенсацию от ОАО «УК Южная». Под «достойной компенсацией» при этом понималась цена, достаточная для приобретения одно-двух-трех-комнатной квартиры на вторичном рынке жилья в городах Мыски или Междуреченск, что не идет ни в какое сравнение с реальной рыночной стоимостью земли в дер. Казас и с упущенной выгодой. Вопрос о лишении при этом людей родовых земель, родовой тайги, возможности вести традиционный образ жизни, в целом о лишении шорцев базиса родной культуры ни одной из сторон конфликта серьезно не рассматривался. Все выкупленные дома и хозяйственные постройки сносятся и, тем самым, происходит освобождение земли для расширения зоны производства работ компании.
Обсуждение конфликта в этнических терминах ожидаемо сопровождалось активизацией религиозной идентичности шорцев. В июле 2013 г. на одной из свободных площадок возле магазина и бывшего сельсовета в дер. Чувашка состоялась заливка фундамента и укладка первых венцов многоугольной юрты (конструкция, в исторически обозримом прошлом неизвестная на территории расселения шорцев) – шорского духовного центра, освященного специально приглашенной для этого шорской шаманкой.
Вторая поездка в Шорию состоялась 31 октября – 4 ноября 2013 г. Целью поездки было отследить изменения вокруг ситуации с дер. Казас, произошедшие после окончания первой экспедиции. В ходе данной поездки были записаны 6 интервью с оставшимися жителями, произведена фотосъемка разрушающейся деревни и угольных карьеров. В конце поездки участники экспедиции побывали на открытии шорского духовного центра в дер. Чувашке, которая находится на другом берегу р. Мрас-Су. На сегодняшний день эта деревня осталась последним местом компактного проживания шорской этнической группы в низовьях р. Мрас-Су. Здесь планируется возрождать шорскую культуру, опираясь на созданный духовный центр – «Эне Таг».
Повторная поездка позволила не только подтвердить экспертные пессимистические прогнозы в отношении судьбы дер. Казас (число остававшихся там на 1.11.2013 г. семей сократилось ровно вдвое по сравнению с июлем 2013 г.), но и отметить существенный рост интереса и повышения статуса шаманизма, воспринимаемого как «шорская национальная религия». По сообщениям местных СМИ, «Инициатором создания центра выступила городская общественная организация «Шория». Территорию под центр выбрали с учетом мнения шаманов. Оказалось, что такое место, обладающее особой энергетикой, находится практически в центре поселка Чувашка, где компактно проживают представители коренного населения. Центр – это небольшая этнодеревня (по-шорски – аал). В главном строении деревни шорцы смогут совершать ритуальные действия и обряды. В нескольких юртах поменьше расположатся мастерские ремесленников, выставочные экспозиции и т.д.» (В Мысках появится духовный центр шорцев // Новости Кузбасса. Информационное агенство [сайт], 2007-2014. URL: http://www.kuzbassnews.ru/2013/07/16/v-myskah-poyavitsya-duhovnyy-centr-shorcev.html).
В обращении к шаманизму многие люди ищут не столько «защиту» уже, безусловно, потерянной дер. Казас, сколько душевное спокойствие и силы, необходимые для сохранения оставшихся шорских деревень, в первую очередь дер. Чувашка, последнего «оплота» шорской культуры в низовьях р. Мрас-су.
Состав первой экспедиции:
Дмитрий Функ – руководитель, главный научный сотрудник ЛСАИ
заведующий кафедрой этнологии МГУ, доктор исторических наук, профессор
Сергей Арцемович – лаборант ЛСАИ
Антон Садырин – лаборант ЛСАИ
Состав второй экспедиции:
Сергей Арцемович – лаборант ЛСАИ
Данил Шостак – фотограф
О развитии ситуации можно узнать из следующих материалов:
Уничтожение Казаса (шорская деревня) [Электронный ресурс] // Шория. Интернет-сообщество. Новости / Shoria.info - Электрон. дан. - г. Мыски, [2013] - Режим доступа: http://shoria.info/new-shoria/myski/material/unichtozhenie-kazasa-shorskaya-derevnya, свободный.
Борискин, В.П. Геноцид в Казасе. Как за миллионами тонн угля скрываются проблемы шорцев [Электронный ресурс] // Новости шорского народа / Новости шорского народа - Электрон. дан. - [Б.м.], 2014 - Режим доступа: http://news.shor-people.ru/news/genocid-v-kazase.html, свободный.
После очередного поджога в шорском поселке Казас осталось два жилых дома [Электронный ресурс] // Национальный акцент / Национальный акцент. Гильдия межэтнической журналистики - Электрон. дан. - [М], 2003-2013 - Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/11004-posle-ocherednogo-podzhoga-v-shorskom-poselke.html, свободный.