Археологи в поисках антропологических смыслов
С 3 по 26 августа 2014 года состоялась экспедиционная поездка в Ханты-Мансийский (ХМАО) и Ямало-Ненецкий (ЯНАО) автономные округа , в ходе которой были проведены социоантропологические исследования по проблеме «Археологические памятники в контексте формирования этнической и территориальной идентичности».
Экспедиционный маршрут (Ханты-Мансийск – Березово – Саранпауль – Мужи – Овгорт – Овалынгорт – Ханты-Мужи – Салехард) был проложен между столицами округов и пролегал по населённым пунктам, рядом с которыми исследовались выдающиеся археологические объекты. Эти памятники древнейшей истории Северо-Западной Сибири исследовались под моим руководством, начиная с 80-х годов прошлого века. Результаты раскопок представлены в музейных экспозициях, освещались в средствах массовой информации, краеведческих печатных изданиях.
Если в Салехарде и Ханты-Мансийске мы рассчитывали получить экспертные оценки и информацию от специалистов, чиновников, творческой и научной элиты, то в посёлках (как правило, отдаленных) планировалось выявить реакцию на археологические объекты местных жителей, не сильно обремененных образованием, специальным знанием и должностями.
В состав экспедиционной группы входили заведующий кафедрой археологии и исторического краеведения, ведущий научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований Е.А. Васильев и два научных сотрудника – С.В. Мамеев и С.В. Самойленко. Научные сотрудники не имея профессиональной этнографической подготовки получили базовое историческое образование и располагали многолетним опытом работы в северных археологических экспедициях, в том числе опытом общения с местными жителями, включая представителей коренных народов Западной Сибири.
В качестве методологической базы исследования использовались принципы функционального (Э.Дюркгейм, М.Мосс) феноменологического (Э.Гуссерль, Т.Лукман), постструктуралистского (П.Нора, Х.Уайт, Ф. Анкерсмит) подходов.
Предварительно была сформулирована следующая гипотеза. Археологическое наследие России востребовано в основном в национальных республиках, причем в той части археологии, которая имеет отношение к реальному (или мнимому) этногенезу титульного народа (хантов, манси, ненцев, хакасов, тувинцев, алтайцев)
В этой связи особенной мобилизирующей силой обладает миф о далеких предках, популярность которого в построениях интеллектуалов В.А.Шнирельман объясняет следующими причинами. Во-первых, мифологизировать проще то, о чем известно немногое. Во-вторых, прошлое «много легче изобразить в виде культурных целостностей и наделить их единой волей, превратив в коллективных былинных богатырей, культурных героев». В-третьих, ближайшее прошлое часто омрачено колониальным игом и соответственно не может быть пригодно для использования в качестве престижных ассоциаций. В-четвертых, «популярно мнение, что многовековая преемственность придает особый престиж культуре и заставляет считаться с её носителями, позволяя им претендовать на высокий социальный статус».
В качестве основных были использованы методы анкетирования и экспертного полуструктурированного интервью. К ключевым группам информантов были отнесены сотрудники местных музеев, чиновники в сфере охраны и использования культурного наследия, активисты национальных общественных организаций, национальная интеллигенция. Среди тех, кто дал развернутое, содержательно интервью следует отметить:
С.В. Лазареву – директора Музея природы и человека,
А.Н. Кондрашова – руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО –Югры,
Я.А. Яковлева – специалиста эксперта этой же Службы,
Г.С. Райшева -, члена-корреспондента Российской Академии художеств, заслуженного художника России, заслуженного деятеля культуры ХМАО,
Л.А. Алферову – вице-президента общественной организации «Спасение Югры», советника заместителя губернатора ХМАО по социальным вопросам
А.А. Худолея – начальника управления культуры и молодежной политики администрации Шурышкарского района ЯНАО,
С.Е. Гришина – директора Ямало-ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. С.А. Шемановского, заслуженного работника культуры ЯНАО,
Л.Ф. Липатову – Заслуженного работника культуры РФ, Почетного гражданина ЯНАО.
В результате работы экспедиции сформирована значительная источниковая база по теме исследования, которая включает 84 анкеты и 14 интервью. Все они требуют дальнейшего анализа, но предварительные выводы могут быть сделаны уже сейчас.
1. Археологическое наследие Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов рассматривается большей частью некоренного населения как часть общероссийского (общемирового) культурного наследия, принадлежащего скорее территории, чем какому- либо народу. В тоже время наибольший интерес у русских, проживающих на территории округов, вызывали археологические раскопки Берёзовского острога, Мангазеи, Сургута, материалы которых связаны с процессом российской колонизации (освоения) Западной Сибири.
2. В системе культурных ценностей коренных народов Северо-Западной Сибири археологическое наследие не приоритетно. Процессы «этнической приватизации» археологических памятников прошлых веков и тысячелетий не получили широкого распространения. Однако отдельные представители образованной части ханты и манси («национальная интеллигенция») заявляют приоритетные права на распоряжение и использование (запрещать и разрешать раскопки) археологических объектов. Декларируется возможность использования наиболее известных (разрекламированных) памятников археологии для актуализации этнической идентичности.
Е.А. Васильев
заведующий кафедрой археологии и исторического краеведения,
ведущий научный сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований
Фотографии из экспедиции