Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Летняя STS школа «Антропология науки и современных форм жизни: Camera Ethnography подход в изучении лабораторной практики»

С 30 июня по 7 июля в Томске прошла Третья Международная (и вторая в России) Летняя STS школа «АНТРОПОЛОГИЯ НАУКИ И СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ЖИЗНИ: Camera Ethnography подход в изучении лабораторной практики». Организаторами, как и в прошлом году, выступили Лаборатория социально-антропологических исследований ТГУ (ЛСАИ), Центр социально-политических исследований технологий (PAST Centre) ТГУ, Лаборатория биогеохимических и дистанционных методов мониторинга окружающей среды ТГУ, Центр превосходства "Bio-Clim-Land" и Научно-исследовательский институт биологии и биофизики (НИИ ББ).

В этом году школа была посвящена обучению студентов взгляду на лабораторную жизнь научно-исследовательского стационара Кайбасово под новым углом – методом camera ethnography, одним из самых оригинальных визуальных методов в антропологии. Участников было в два раза больше, чем в предыдущем году – 13 человек: бакалавры и магистранты факультетов социальных наук из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, антропологи из Томска. Среди них были и двое аспирантов – из Высшей школы экономики (Москва) и Университета Гонконга (гражданин Новой Зеландии).

По сложившейся традиции школа началась с теоретических лекций и мастер-классов приглашенных лекторов с последующей полевой работой на базе научно-исследовательского стационара Кайбасово. Стоит отметить, что акцент на «поле» является особенностью летних STS школ в Томске, которая делает их уникальными в России.

Участники Третьей Международной Летней STS Школы «Наука как форма жизни», Кайбасово
Автор фото: Дмитрий Гуреев

Теоретической рамкой школы, которая заняла первые два дня, стали одновременно акторно-сетевая теория (ANT) как одна из ключевых традиций в социальных исследованиях науки и технологий (STS), а также принципы современной антропологии в изучении модерных обществ. В этом сочетании этнографический подход Карин Кнорр Цетиной (K. Knorr Cetina) и ее учеников, а также идеи социология вкуса и привязанности Антуана Аньона (A. Hennion) играют особую роль. Они позволяют рассматривать научные и инженерные практики не только в качестве агонистического поля «пробы сил» между людьми и нечеловеческими деятелями, но и как очаг феноменов страсти, привязанности и стойкости. Проявляя себя деликатным и чаще всего безмолвным образом, вместе с поддерживающими их тонкими асимметриями, они долгое время оставались в стороне от мейнстрима социальных наук, в том числе из-за отсутствия подходящей исследовательской методологии.

Профессор Пловдивского университета (Болгария) Иван Чалаков открыл школу лекцией об эволюции и современных особенностях лаборатории как объекта исследований в STS. Андрей Кузнецов, доцент Волгоградского университета, предложил следовать за Бруно Латуром, применяя материально-семиотический анализ при изучении научных практик. Доцент Евгения Попова и доктор Катерина Губа – обе сотрудницы PAST Центра ТГУ, а также Европейского Университета в Санкт-Петербурге – расширили представление о лаборатории и научной практике, рассматривая их с институциональной точки зрения, и как отношения власти. Аспирант факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), Кристина Попова представила свой опыт визуального наблюдения в лаборатории транскраниальной магнитной стимуляции.

Иван Чалаков
Автор фото: Любовь Торлопова
Евгения Попова
Автор фото: Любовь Торлопова
   
 Андрей Кузнецов
Автор фото: Любовь Торлопова
 Участники школы
Автор фото: Любовь Торлопова

Особым пунктом программы теоретической части было выступление зарубежных гостей – доктора Бины Мон (Университет Зигена и Центр Камера этнографии в Берлине) и доктора Юргена Штрека – профессора Университета Остина в Техасе (США).

Оба лектора – опытные исследователи научных и повседневных практик с помощью визуальных методов. Юрген Штрек длительное время занимался этнографией автосервиса в Остине, делая акцент на жестах и bodily interactions своего героя – автомеханика и владельца сервиса Хуссейна. Он поделился своим опытом исследования невербальной коммуникации, который стал очень полезным в ходе этнографического исследования лабораторных практик.

Юрген Штрек во время лекции
Автор фото: Ирина Поправко
Бина Мон вместе с участниками школы в Кайбасово
Автор фото: Илья Ломакин

Как видно из темы школы, вслед за лекцией Юргена Штрека, семинар Бины Мон лег в основу полевой работы. Camera Ethnography подход, разработанный ею вместе с Клаусом Аманом, является особенно подходящей визуальной методологией, где изобрежния (фото и видео) становятся инстурментом рефлексии и анализа процесса наблюдения. Специфические „КАК вопросы“ (how questions) этого подхода, направляющие итеративный процесс съемки  (где каждый новый выход в поле обогащен анализом предыдущего цикла съемок), позволяют не просто регистрировать, но и анализировать деликатные и безмолвные интертелесные практики науки, технологии, и других сфер современной жизни.

Метод camera ethnography в действии. Кайбасово
Автор фото: Бина Мон

Особенностью летней школы этого года была ее интернациональность – кроме иностранных лекторов на теоретическом этапе, в ходе полевой работы участники встретились не только с томскими биологами, но и с их зарубежными коллегами из университетов Лунда (Швеция) и Тулузы (Франция).

Работа французских и российских ученых в Кайбасово
Автор фото: Дмитрий Гуреев

Перед началом полевой работы в Кайбасово введение в предмет исследований международного проекта Bio-Clim-Land сделал директор Центра превосходства Bio-Clim-Land, профессор Биологического института ТГУ Сергей Кирпотин. Он подчеркнул, что при масштабности реки Обь наибольшее значение имеют следующие происходящие в ее водосборном бассейне биохимические процессы: динамика кислородно-углеродного цикла и выделение метана – все они имеют глобальное значение. Именно для изучения этих процессов создана сеть исследовательских станций в рамках проекта Bio-Clim-Land. Особе внимание Сергей Кирпотин уделил истории института биологии и биофизики, начиная со времен его первого директора Геннадия Плеханова, сделав акцент на фигуре Юрия Львова – основателя школы комплексной ландшафтной экологии (В 2016 году эта школа получила статус «Президентской научной школы»). Профессор Биологического института ТГУ Алексей Рудой – опытный исследователь экстремальных природных явлений – поделился своим опытом в контексте исследовательского проекта Bio-Clim-Land. В последующие дни перед участниками также выступил начальник рыболовного надзора Кривошеинского района, который в своей лекции рассказал об экологической ситуации на реке Обь и деятельности своего ведомства по охране видов, занесенных в Красную книгу.

По установленным правилам полевой работы, участники разделились на группы, каждая из которых начала работу с конкретным ученым – ботаниками (под руководством профессора Людмилы Шепелевой), зоологом (с доцентом Валентиной Курановой), гидрологами (с профессором Сергеем Воробьевым и его ассистентами Александром Устиным и Яковом Селезневым), почвоведами (под руководством доцента Ларисы Колесниченко и ее ассистентами) и микробиологами (аспирантом Инной Рожковой-Тиминой и Владиславом Мухортовым).

Лекция Сергея Кирпотина в Кайбасово
Автор фото: Иван Чалаков
Работа в поле с зоологами
Автор фото: Бина Мон

С приездом французских исследователей из лаборатории GET обсерватории Миди-Перенейз (Тулуза, Франция), Стефана Одри и Сирилла Хабиб Плерре, четверо из участников школы плотно следовали за ними в течение двух дней. В силу использования новой для российских коллег техники сбора донных отложений в озерах, их работа была в равной степени интересна как для антропологов, так и для биологов. Поскольку отбор проб был связан с параллельным накоплением микробиологических и гидрологических данных со стороны российских ученых, для антропологов появилась дополнительная работа.

   

Работа французских ученых
Авторы фото (слева направо): Дмитрий Гуреев, Ольга Макиенко, Иван Чалаков

Каждый вечер после окончания наблюдений в поле Иван Чалаков и Бина Мон (они были постоянными руководителями в Кайбасово) организовывали обсуждение вместе с участниками итогов дня. Каждая исследовательская группа представляла свои видеоматериалы, получая методологические и концептуальные рекомендации на следующий день работы.

Несмотря на то, что фокусом полевой работы было применение метода camera ethnography, стоит отметить настаивание профессора Ивана Чалакова на традиции STS в изучении специфики исследовательской практики: студенты успели конкретным образом зафиксировать этапы процесса трансляции изучаемых природных объектов в образцы, данные и «скрипты», которые их представляют. Удалось также выявить роль правил и процедур этого процесса, связанных с применением научных инструментов – от самых простых до сложного компьютеризированного оборудования.

Обсуждение результатов работы
Автор фото: Дмитрий Гуреев
Иван Чалаков (справа) ассистирует Стефану Одри
Автор фото: Бина Мон

Вместе с этим основной акцент в полевой работе был сделан на выработке базовых умений в применении метода camera ethnography. Под руководством Бины Мон практически все участники научились ставить специфические для этого метода «КАК вопросы» (how questions) и искать ответ на них путем плотного видеонаблюдения исследовательских практик. Это была прекрасная возможность работать с Биной лично в поле и разделить с ней опыт визуальных исследований в Кайбасово.

Яков и Александр работают с тахеометром
Автор фото: Ольга Макиенко

Самым важным итогом полевой работы, выявленным в ходе вечерних обсуждений, стал факт, что в своей увлеченной работе участники школы применили метод camera ethnography не только для описания процесса трансляции в полевой лабораторной практике, но и для широкого спектра других исследовательских проблем интертелесности, а именно:

Остается надеяться, что работа в рамках теоретических и полевых занятий, где участники школы проявили интерес и увлеченность, даст свой результат в последующие два месяца. За это время студенты будут работать над своими исследовательскими докладами, и по традиции, лучшие из них будут опубликованы российских (или зарубежных) научных журналах.

 
 Участники Третьей международной летней STS школы «Наука как форма жизни»
Автор фото: Илья Ломакин

Авторы материала:
Ирина Поправко, Иван Чалаков

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 259209

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре