Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Исследование границ

С 27 сентября по 12 октября 2016 года в Лаборатории социально-антропологических исследований цикл лекций читал Иван Олегович Пешков – преподаватель Познаньского университета (Польша), специалист по проблемам миграции, границ и исторической памяти.  

Своими впечатлениями о содержании и методологическом значении лекций делится Сеиль Джанызакова (магистрант, лаборант ЛСАИ):

«Курс лекций  «Исследование границ» представляется одним из самых актуальных на сегодняшний день не только в современных социально-антропологических исследованиях, но и в рамках  изучения политологии, международных отношений, экономической географии и пр.

Весьма интересно и гармонично был составлен лекционный материал. На первых занятиях Иван Олегович познакомил студентов с основными сферами, теоретическими подходами и методологическими концепциями направления «Исследования границ», а также с  актуальными проблемами границ и приграничных территорий в целом. В результате мы узнали об исследователях данного направления в мировой науке и их работах.

На следующих встречах для всех курсов бакалавриата и магистратуры направления «Антропология и этнология» исторического факультета И.О. Пешков представил собственный полевой материал. Он продолжительное время изучал российско-китайские приграничные территории в рамках теории границ. В первую очередь, объектом его интереса явилось формирование современных границ данных государств и их влияние на местное население обоих стран.

Данный аспект был освещен исследователем на примере приграничной территории Маньчжурии, являющейся на протяжении длительного времени «переходной» между русскими и китайцами. Сегодня Маньчжурия – это китайская область, обеспечивающая 70 %  оборота торговли между КНР и РФ.

На лекциях рассказывалось об истории данной приграничной территории, современном состоянии, на которое влияет сама граница  и торговля между странами. Именно представление собственного полевого опыта в рамках анализа влияния границ было весьма полезно для студентов-антропологов, для которых поле станет основным форматом исследовательской работы.

Завершив лекционный курс, Иван Олегович отвел продолжительное время на обсуждение с молодыми антропологами вопросов, касающихся проблем и барьеров, встречающихся в поле по линии взаимоотношений «исследователь-респондент». Опытный антрополог посоветовал, как выходить из «неловких ситуаций» с респондентом и найти золотую середину в формате «исследователь-человек», учитывая и собственное поведение, и отношение ко всему, что говорит респондент. Это нужно для того, чтобы эффективнее работать в поле и не нарушать этические нормы.

Иван Олегович Пешков - это один из антропологов, преподавателей, приезда которого я ждала с нетерпением на протяжении длительного времени. Он был одним из экспертов школы «Этнизация городского пространства», организованной ЛСАИ летом 2015 г., давал ценные советы и озвучивал конструктивные замечания ее участникам. Его точка зрения, его понимание всего, что происходит в антропологической науке и, особенно, в практике позволяет мне сказать, что Иван Олегович - один из немногих исследователей, с мнением которого я абсолютно согласна. После школы я часто интересовалась, когда он сможет к нам приехать с лекциями. И вот, на протяжении двух недель мы с Иваном Олеговичем встречались два раза в неделю в рамках курса «Исследования границ», что весьма интересно для меня, как для антрополога, занимающегося исследованием мигрантского сообщества. Регион, который интересен мне, и ему очень хорошо знаком, и как будто мы с ним говорим на одном языке, так как многие фактологические данные мне хорошо известны. Также хотелось бы отметить его подход к занятиям: он обращает внимание на то, что мы должны работать в режиме диалога и после прочтения лекционного материала следует некая рефлексивная часть по сказанному им, и каждый из студентов на примере своего полевого исследования или сферы научных интересов «примеряет» лекционный материал. Лекции были насыщены полевым опытом самого лектора, что конечно, придавало «сочность» и помогало понять и проанализировать сказанное.

Визуальное сопровождение было представлено авторскими фотографиями, сделанными в поле, и дополнено списком литературы по определенным регионам и отдельным направлениям в рамках антропологии границ, что, конечно, послужит важным базисом в формировании теоритических концепций для анализа моих полевых материалов.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы получили не только знания и историографический багаж в области «Исследований границ», но и обсудили этические аспекты, связанные с ними проблемы и пути их решения, что весьма полезно для всех студентов-антропологов, так как полевая работа неизбежна в нашей научной деятельности.

Спасибо большое Ивану Олеговичу за интересные беседы и рассуждения. Не часто студент может почувствовать со стороны преподавателя, что он услышан и понят. И спасибо ЛСАИ за возможность такого обсуждения».

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 263786

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре