Исследование профессиональной идентичности британских университетских преподавателей
Старшие научные сотрудники лаборатории социально-антропологических исследований ТГУ Александр Сорокин и Михаил Грибовский проводят полевое исследование в университетах Великобритании. Работа посвящена изучению профессиональной идентичности британских университетских преподавателей.
Учеными ТГУ уже взято более двадцати глубинных интервью у преподавателей, исследователей и администраторов, каждое из них длилось около часа. Все респонденты – это сотрудники лидирующей группы вузов, входящих в топ-100 мирового рейтинга, – университеты Бирмингема, Манчестера, Лидса.
– Мы рассматриваем вузовское сообщество как особую корпорацию, которая сложилась в России в XIX веке, а в Европе значительно раньше. Это сообщество всегда играло одну из ключевых ролей не только в научной сфере, но и в культурных, политических и экономических процессах, происходящих в обществе, – рассказал Михаил Грибовский. – Под профессиональной идентичностью мы понимаем комплекс представлений человека о профессии и о себе в этой профессии.
Исследователи предположили, что модели профессиональной идентичности вытекают из исторически сложившихся национальных особенностей образовательных систем – немецкой, французской, британской. В то же время, ученые ТГУ считают, что изучение вопросов профессиональной идентичности позволит уточнить это традиционное деление, внеся в него более тонкий региональный компонент. Порой профессиональную идентичность преподавателя формируют не только общие сложившиеся в данной системе установки, но и присущие каждому университету неписанные традиции. Например, преподаватель из университета Бирмингема чувствует свое отличие от преподавателя из ТГУ, при этом, относя себя с ним к общему профессиональному сообществу.
– Обработка результатов займет определенное время, но уже сейчас можно отметить, что, в глаза бросаются отличия британского и российского преподавателя, – добавил Александр Сорокин. – Они связаны с особенностями построения карьеры – в Британии, как правило, молодые специалисты не устраиваются работать в тот вуз, который окончили, взаимоотношениями в коллективе рабочие, а не дружеские, а дистанция между преподавателем и студентом меньше.
Из результатов интервью также видно, что современному преподавателю нужно быть не только высокопрофессиональным педагогом и исследователем, но и развивать навыки «soft skills» (в особенности проектного менеджмента, финансового планирования, тимбилдинга).
Достигнута договоренность об интервью в онлайн режиме с сотрудниками университетов Шеффилда и Лондона. Исследование является продолжающимся и его география будет расширена за счет включения вузов Германии, Франции и Восточной Европы.
Исследование проводится в рамках мега-гранта Правительства РФ «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности».