Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Исследование профессиональной идентичности британских университетских преподавателей

Старшие научные сотрудники лаборатории социально-антропологических исследований ТГУ Александр Сорокин и Михаил Грибовский проводят полевое исследование в университетах Великобритании. Работа посвящена изучению профессиональной идентичности британских университетских преподавателей.

Учеными ТГУ уже взято более двадцати глубинных интервью у преподавателей, исследователей и администраторов, каждое из них длилось около часа. Все респонденты – это сотрудники лидирующей группы вузов, входящих в топ-100 мирового рейтинга, – университеты Бирмингема, Манчестера, Лидса.

– Мы рассматриваем вузовское сообщество как особую корпорацию, которая сложилась в России в XIX веке, а в Европе значительно раньше. Это сообщество всегда играло одну из ключевых ролей не только в научной сфере, но и в культурных, политических и экономических процессах, происходящих в обществе, – рассказал Михаил Грибовский. – Под профессиональной идентичностью мы понимаем комплекс представлений человека о профессии и о  себе в этой профессии.

Исследователи предположили, что модели профессиональной идентичности вытекают из исторически сложившихся национальных особенностей образовательных систем – немецкой, французской, британской. В то же время, ученые ТГУ считают, что  изучение вопросов профессиональной идентичности позволит уточнить это традиционное деление, внеся в него более тонкий региональный компонент. Порой профессиональную идентичность  преподавателя формируют не только общие сложившиеся в данной системе установки, но и присущие каждому университету неписанные традиции. Например, преподаватель из университета Бирмингема чувствует свое отличие от преподавателя из ТГУ, при этом, относя себя с ним к общему профессиональному сообществу.

– Обработка результатов займет определенное время, но уже сейчас можно отметить, что, в глаза бросаются отличия британского и российского преподавателя, – добавил Александр Сорокин. – Они связаны с особенностями построения карьеры – в Британии, как правило, молодые специалисты не устраиваются работать в тот вуз, который окончили, взаимоотношениями в коллективе рабочие, а не дружеские, а дистанция между преподавателем и студентом меньше.

Из результатов интервью также видно, что современному преподавателю нужно быть не только высокопрофессиональным педагогом и исследователем, но и развивать навыки «soft skills» (в особенности проектного менеджмента, финансового планирования, тимбилдинга).

Достигнута договоренность об интервью в онлайн режиме с сотрудниками университетов Шеффилда и Лондона. Исследование является продолжающимся  и его география  будет расширена за счет включения вузов Германии, Франции и Восточной Европы.

Исследование проводится в рамках мега-гранта Правительства РФ «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности».

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 264178

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре