Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Курс профессора Н.В. Ссорина-Чайкова глазами студентов

«Как обычно, лекции очень интересные и антропологические…»

С 21 по 27 апреля 2016 г. на базе Лаборатории социально-антропологических исследований ТГУ была проведена серия лекций и семинаров по теме «Введение в социальную антропологию» под руководством доктора философии по антропологии, международного профессора НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Николая Владимировича Ссорина-Чайкова.

Комплекс данных мероприятий осуществляется на основе авторского курса профессора, который он читает с 2013 г. в рамках программы подготовки студентов-антропологов исторического факультета ТГУ. Всего состоялось восемь лекций. На каждом из них присутствовало свыше 20 молодых антропологов. Кроме того, нынешняя работа Н.В. Ссорина-Чайкова в Томске отмечена ещё и проведением открытых лекций «Этнографический концептуализм: social science art» и «"Купцы и инородцы" 100 лет спустя», на которых могли присутствовать все желающие.

 В ходе занятий Николай Владимирович на основе различных примеров познакомил слушателей с фундаментальными основами этнографических методов исследования и антропологическими подходами к социальному и культурному анализу современного мира. Рассказ об эмпирических фактах сопровождался также последовательным обзором основных теоретических школ антропологии в контексте эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания, начиная с истоков его возникновения в ХIХ в. и заканчивая воззрениями современных учёных-антропологов и философов социальных наук.

 Курс был ориентирован на получение прикладных знаний, которые слушатели черпали не только из лекций профессора, но и из непосредственных консультаций с ним, применяя полученные навыки к собственным исследованиям. И со своей стороны, будучи верными социально-антропологическому духу, предполагающему особое внимание к мнению непосредственного участника, мы предоставим слово самим студентам и магистрантам, чтобы они могли поделиться впечатлениями от этих встреч:

 Дмитрий, студент 1 курса:

Курс лекций «Введение в социальную антропологию» произвел некий переворот в моей голове. Николай Владимирович на интересных примерах показал нам, что такое антропология и задал, по моему мнению, правильный вектор, по которому нам следует двигаться дальше. Поскольку это были мои первые лекции такого плана, то почерпнул я многое: от более детального знакомства с трудами Бронислава Малиновского до работ современных авторов. Эта та самая база, с помощью которой стоит начать постигать азы социальной антропологии. Однозначно, эта наука стала для меня более понятна. Я пришел к выводу, что она в большей мере связана с философией, чем с историей. Особенно привлекательно то, что Николай Владимирович имеет опыт работы в отечественных и западных университетах, что, несомненно, дает ему преимущество. Хотелось бы чаще видеть специалистов подобного класса, которые могут разделить с нами свой собственный опыт.

Студенты 3 курса:

Семинары у Николая Владимировича Ссорина-Чайкова прошли весьма продуктивно! Взять хотя бы самое первое занятие, где мы вместе с магистрантами разбирали подходы антропологических исследований классика Бронислава Малиновского и более современного нам Тома Боелсторффа. На примере двух их книг мы рассмотрели используемые исследователями методы, их преимущества и недостатки. В ходе обсуждения у нас не раз возникали порой абсолютно неожиданные вопросы, на которые мы пытались вместе ответить.

Думаю, вы знаете, как это бывает, когда ты сидишь где-нибудь на лекции или семинаре и понимаешь, что тебе становится скучно – интерес пропадает. Так вот, на этих семинарах ни у кого из нас не было такого ощущения. В ходе каждой нашей встречи мы что-то изучали, сравнивали, искали ответы. Всегда оставался живой интерес к происходящему: какие вопросы к обсуждаемому предмету мы бы еще могли задать? что еще в этой области можно было бы исследовать? Пожалуй, сама атмосфера на наших занятиях располагала к тому, чтобы пытаться изменить свое привычное мышление и посмотреть на проблему под другим углом. Действительно можно сказать, что, уходя с семинаров, мы уносили с собой новое полезное научное знание. 

 Магистранты 1 года обучения:

Семинары Николая Владимировича для магистрантов-антропологов были посвящены различным темам. Обсуждение их выстраивалось необычным образом: вопросы не давались заранее, но выдвигались в ходе занятия, подталкивая к рассуждениям в самых разных направлениях и критическому осмыслению прочитанного, рассмотрению возможных путей развития предложенных концепций и подходов. В ходе занятий мы могли проанализировать, как производится и репрезентируется этнографическое знание, сравнить понимание «поля» начала 20 века, на примере исследования Бронислава Малиновского на Тробрианских островах и «поля», каким оно может быть сегодня, будучи включенным даже в кибер-пространство. Так, объектом современного исследования  становится, в том числе, виртуальная реальность (например, сетевая онлайн-игра) – некая «вторая жизнь», являющаяся не менее «реальной» для тех, кто ее проживает, чем жизнь оффлайн (исследование Тома Боилсторффа).

В этих дискуссиях усиливается осознание того, что многое, казавшееся неизменным и монолитным, является текучим и не есть данность.  Происходят изменения, которые антропологи, благодаря своим исследовательским методам и работе непосредственно «на земле», могут уловить, пожалуй, раньше остальных. Среди таких изменений, например, – трансформации социального пространства и маскулинности, связанные с миграцией из Узбекистана (долина реки Сох) в Россию (исследование Мадлен Ривс). Другой аспект, все более привлекающий внимание антропологов сегодня, связан с ускоряющимся технологическим развитием обществ, включая рост военных технологий, заставляющий по-новому взглянуть на вопросы мужества, доблести, правовой и этической составляющей боевых действий. Однако удивительно сложным и зачастую противоречивым предстает не только наше настоящее во всем его многообразии, но и казавшееся уже знакомым и понятным прошлое. В этом можно было убедиться на занятиях, посвященных жизни в сибирском совхозе; взаимоотношениям сибирских купцов и инородцев; феномену государства в целом, где воедино причудливым образом сплетаются взаимоотношения власти, дружбы, торговли и дара (исследование Н. Ссорин-Чайкова); а также на примере советского общества, оказавшегося в равной степени готовым и не готовым к распаду СССР (исследование А. Юрчака).

Эти и многие другие вопросы, которые удалось обсудить вместе с Николаем Ссориным-Чайковым в ходе семинаров, позволили, помимо всего прочего, по-новому оценить возможности антропологии, ее особенности, как особой исследовательской «оптики», и большой эвристический потенциал.

Фотографии Ольги Макиенко

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 263775

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре