University teaching community of Russia late XIX - early XX centuries: forms and manifestation of corporate identity
Anthropology, archaeology, history and philosophy: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts (SGEM). Albena, 2014. P. 291-296.
M. Gribovskiy, A. Sorokin
Статья посвящена характеристике университетского профессорско-преподавательского корпуса России рубежа XIX–XX вв. как особой социальной категории российского общества. Несмотря на относительную немногочисленность, уже начиная с XIX в. столетия эта социальная группа играла заметную роль в жизни России и часто выступала маркером протекавших в государстве политических и социальных процессов. Обращение к указанному предмету позволяет заполнить один из пробелов в комплексном анализе социальной истории России конца XIX – начала XX в. В статье предпринимается попытка выявить основные формы проявления корпоративной идентичности представителями университетского преподавательского сообщества. На взгляд авторов, в конце XIX – начале XXI в. корпоративная идентичность представителей университетского сообщества проявлялась в участии профессоров и преподавателей в обсуждении «университетского вопроса», попытках самоорганизации, наличии некоторых «типовых» элементах мировоззрения. Публичное участие (в прессе) в перманентном обсуждении актуальных проблем университетской жизни принимали сотни профессоров и преподавателей. Принадлежность к Университету заставляла их высказываться по наиболее спорным вопросам своей профессиональной деятельности, предлагать идеальный образ Университета. К самоорганизации университетских преподавателей подтолкнул политический катаклизм – Первая русская революция. Именно в революционный период массово стали возникать разнообразные «Союзы» с целью защиты интересов преподавателей. Анализ ценностных ориентиров университетской профессуры приводит к выводу о том, что при очевидных индивидуальных отличиях у преподавательского сообщества существовал определенный «набор» корпоративных мировоззренческих черт, концентрировавшихся вокруг представлений о чести, о долге, профессиональной миссии и пр.