Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

The First World War and Russian university teaching community: everyday life of wartime

Anthropology, archaeology, history and philosophy: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts (SGEM). Albena, 2014. P. 631-637.

M. Gribovskiy

Феномен человека и корпоративных сообществ в условиях войны привлекает внимание историков и антропологов потому, что обращение к нему позволяет увидеть то, как действовали наши предки и общественные институты в нетипичных, чрезвычайных, пограничных обстоятельствах. Представители университетского преподавательского корпуса в 1914 г. вступили в непростой период своего развития, связанный с переоценкой ценностей, некоторыми изменениями профессиональной деятельности, ухудшением материально-бытового положения. В статье предпринимается попытка реконструировать жизнедеятельность университетского преподавательского сообщества в условиях перемен 1914 г. – накануне еще более масштабных перемен 1917 г. Начало Первой мировой войны привело к всплеску вполне искренних патриотических чувств среди университетских профессоров и преподавателей, которые на некоторое временя объединили вчерашних политических оппонентов. Университетские профессора, разделенные по политическим причинам в начале ХХ века, объединились. Волна патриотизма вызвала как положительные инициатив (например, благотворительность), так и не совсем конструктивные, но объяснимые явления (анти-немецкие настроения). Эвакуация в глубь России оказала большое влияние на повседневную жизнь российских университетов, расположенных в западной части империи (Варшавский, Киевский, Тартуский). Ухудшение жилищных условий отразилось на жизни и профессиональной деятельности преподавателей, о чем свидетельствует многочисленные исторические источники. Политическая консолидация и анти-немецкий настроения были в большей степени характерны для первых лет войны. Военные поражения России в 1915–1916 гг., внутриполитические процессы, материальные и жилищные сложности сформируют критицизм в отношении властей в образовательной среде, которая будет приветствовать Февральскую революцию, проходившую под антивоенными лозунгами.

Электронная версия

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 263808

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре