Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Противопоставление света и тьмы и его значение в шаманской системе представлений народов Сибири

Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1 (65). С. 24-29.

Е.В. Нам

В статье предлагается рассмотрение шаманизма как семиотической системы, представляющей собой совокупность различных вариантов коммуникации человека с миром природы. Утверждается, что противопоставление света и тьмы можно отнести к базовым дуальным структурам, с помощью которых происходило формирование пространственно-временных характеристик шаманского космоса. С помощью этой бинарной оппозиции была выражена идея разделения человеческого мира и мира до (не) человеческого, каждый из которых имеет свою пространственную локализацию, а также осуществлена маркировка процессов жизни и смерти. Кроме того, первоначальный дуализм впоследствии был дополнен градуальным (трехчленным) делением вселенной, где на одном полюсе действует принцип недостачи (ущербности) света и жизни, а на другом – принцип избыточности (источник жизни и света). Шаманская традиция предложила различные варианты медиации, примиряющие светлые и темные стороны бытия, а также определила особые принципы коммуникации между мирами.

Электронная версия

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 264114

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре