Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Corporate identity of Russian educational and scientific community: analyzing the research approaches

Anthropology, archaeology, history and philosophy: International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts (SGEM). Albena, 2014. P. 459-465..

A. Sorokin, M. Gribovskiy, A. Solonenko

Изучение проблем идентичности занимает одно из ведущих мест в отечественной и мировой гуманитаристике. В России интерес среди отечественных исследователей к проблематике изучения идентичности, в том числе корпоративной, повышается на рубеже XX–XXI вв., что обусловлено стремительно меняющейся российской социальной действительностью и структурными преобразованиями в обществе, которые влияют на формирование новых идентичностей и трансформируют существующие.
Различны подходы к пониманию сути феномена «корпоративная идентичность». В рамках первого подхода корпоративная идентичность рассматривается как часть профессиональной идентичности. Вопросы изучение корпоративной и профессиональной идентичности с позиций социализации личности и ее профессионального роста нашли отражение в работах Р.Б. Бернса, В.А. Ядова, Е.Р. Ахметшиной, О.Л. Лейбовича.
В рамках второго подхода корпоративная идентичность рассматривается как составная часть корпоративной культуры и корпоративной социальной ответственности (М.И. Гомбоева, Г.Г. Джавадян, Т.Б. Сергеева, О.И. Горбатько, М.И. Беляева, И.Г. Гоношилина). Профессорско-преподавательский состав понимается, как самая устойчивая часть организационной культуры вуза, с помощью которой происходит управление всей культурой вуза. Определенные ценности, нормы и образцы, распространенные среди преподавателей, отражают состояние корпоративной культуры вуза в целом.
В рамках третьего подхода корпоративная идентичность изучается в контексте социальной идентичности (И.Г. Зотова, Р.Я. Цибриенко, Е.Р. Попова). социальная (профессиональная) Отстаивается идее того, что идентичность выступает механизмом социализации в преподавательском сообществе, с помощью которого происходит переструктуризация поведения, мотивации, оценок, социальных связей.
В рамках четвертого подхода изучается корпоративная идентичность различных профессиональных групп (С.А. Липатова, А.С. Куприянова, Р. ван Дик). Эти работы представляют интерес с точки зрения разработки теоретического инструментария изучения структурных компонентов корпоративной идентичности ППС вузов России.
При всем многообразии работ, посвященных корпоративной идентичности, они преимущественно фокусируются на современном состоянии проблемы и выполняются в рамках социологических и психолого-педагогических подходов. Комплексное исследование корпоративной идентичности отечественных вузовских преподавателей лежит на стыке истории, антропологии, социологии, психологии, педагогики. Новизна нашего подхода заключается в рассмотрении проблемы корпоративной идентичности ППС в исторической ретроспективе с применением новейших исследовательских методик.

Электронная версия

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 263810

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре