Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Летняя школа "Культуры, миграции, границы" (Греция)

В порту города Митилена
(Лесбос, Греция)

Июль. 2015 год. Лесбос. Третий по величине греческий остров, расположившийся в восточной части Эгейского моря. Примерно в полутора часах езды по морю – территория Турции. Прибывая в столицу острова город Митилена самолетом из Афин, не сразу понимаешь, что оказался на острове, что где-то рядом пролегает государственная граница, и тем более не осознаешь, что этот остров – место пересечения тысяч и тысяч судеб людей в поисках лучшей доли и, просто, мирного неба над головой.

Лесбос и другие греческие острова – Хиос, Лерос, Самос и Кос – на протяжении последних лет являются, своего рода, «воротами» в Европу для беженцев из Сирии, Афганистана, Ирака, раздираемых конфликтами и внутренними противоречиями. Сотни людей прибывают сюда ежедневно – те, кому удалось благополучно преодолеть десятки морских миль, отделяющих греческие острова от турецкого побережья

Только с января по июль этого года свыше 61,000 беженцев и мигрантов (из общего числа не менее 124,000 человек, достигших Греции по морю за этот же период) прибыли на Лесбос. Все они стремятся продолжить свой путь далее в Европу (Венгрия, Германия, Скандинавия и др.). Многие вынуждены проводить длительное время на острове (от нескольких дней до нескольких месяцев) в ожидании документов, позволяющих им двигаться дальше. Преимущественно это мужчины. В последнее время наблюдается увеличение доли женщин и детей. Отсутствие необходимой инфраструктуры и персонала для организации пребывания этих людей на греческих островах и все возрастающее число прибывающих привели к серьезному гуманитарному кризису – беженцы вынуждены подолгу оставаться и спать под открытым небом или пребывать в переполненных помещениях в центрах, совершенно не предназначенных для людей. Различные международные организации (главным образом, неправительственные гуманитарные), работающие здесь сегодня, а также гражданские инициативы и объединения местных жителей, как например сеть ‘Village of All Together’*,  ежедневно предпринимают титанические усилия для улучшения условий нахождения беженцев на острове, однако масштаб происходящего выходит далеко за пределы их возможностей и, по всей видимости, возможностей греческого государства в целом, ресурсы которого не позволяют сколь либо существенно изменить ситуацию здесь и сейчас. Все очевиднее становится то обстоятельство, что эти процессы – общеевропейской значимости и имеют общеевропейские последствия.

В этой связи важными представляются задачи адекватного информирования и повышения информированности широкой общественности по данному вопросу, оказания содействия в решении проблем беженцев и мигрантов, а также всестороннего анализа миграционных процессов.  И академическое сообщество, представляется, способно также сыграть здесь свою роль. 2015 год стал четвертым к ряду, когда Департамент социальной антропологии и истории Эгейского университета совместно с Институтом миграции и этнических исследований Университета Амстердама проводят международную летнюю школу «Культуры, миграции, границы» на Лесбосе. В этом году она прошла в период с 6 по 18 июля и собрала более 40 участников из разных стран Европы, Азии и Америки. Среди них – студенты, магистры, молодые исследователи, сотрудники университетов, различных исследовательских и иных организаций, занимающихся миграционной проблематикой.

 На лекции профессора
Бриджит Андерсон
(Культурный центр Пломари)

Программа мероприятий в рамках школы была выстроена по четырем тематическим линиям и оказалась чрезвычайно насыщенной. Она включала изучение теоретических и методологических вопросов в исследованиях миграций и границ, институциональных и политических аспектов миграции, а также изучение людей и групп людей, так или иначе вовлеченных в миграционные процессы (иммигранты, беженцы, принимающее сообщество).  Наконец, школа давала возможность исследовать вопрос кросс-культурных пересечений и взаимодействия принимающего сообщества и иммигрантов на границе. Сама школа, с ее международным составом участников и междисциплинарной направленностью, явилась местом кросс-культурной встречи и диалога, опытом обучения в атмосфере когнитивного многообразия и открытости. Приглашенные эксперты и преподаватели, опытные исследователи ежедневно проводили здесь лекции по самым разным аспектам исследований миграций и границ, как в исторической перспективе, так и на современном этапе.

Среди освещенных в рамках школы тем: «Границы и люди – разделение и урегулирование на юге Балкан в пост-оттоманскую эпоху» (Джейн Коуэн, Университет Сассекса, Великобритания), «География и границы (не)легальности», «Бюрократические практики и исследование миграции» (Хит Кэбот, Колледж Атлантик, США), «Антропология взаимоотношений между границами и людьми», «Жизнь, смерть и движение в Эгейском море» (Сара Грин, Университет Хельсинки, Финляндия), «Солидарность с «Другим» (Катерина Розаку, Критский университет, Греция), ««Интеграция» как магическая формула: изгоняя или поглощая пришлых в Европе» (Флип Линдо, Университет Амстердама, Нидерланды), «Миграция, гостеприимство и переговоры о различиях в современной Греции» (Эфтимиос Папатаксиархис, Эгейский университет, Греция), «Рабство, (европейское) гражданство и тревожный случай миграции» (Бриджит Андерсон, Оксфордский университет, Великобритания), «Миграции и содействие» (Пенелопа Топали, Эгейский университет, Греция), ««Смешанные» браки на греко-албанской границе: семья как пространство власти, насилия и трансформации» (Марика Ромбу-Левиди, член исследовательской сети EastBordNet, Греция).

Идем в "поле"
(Айвалык, Турция)

Помимо этого, в рамках школы были организованы и две интенсивные полевые поездки: с пересечением государственной границы, на территорию Турции – в приморский городок Айвалык  и в столицу острова Лесбос Митилену – с целью посещения центра первого приема беженцев и мигрантов на острове. В первом случае все участники школы были разделены на шесть групп, перед каждой из которых была поставлена своя исследовательская задача, например, выяснить, что знают жители Айвалыка о греческом кризисе и референдуме 2015 года и т.п. В течение одного дня рабочие группы были в «поле», пытаясь сориентироваться в новой для себя обстановке и собирая данные независимо друг от друга, самостоятельно решая различные практические вопросы, связанные с выполнением задания. По итогам поездки каждой группой была подготовлена презентация своей работы, состоялось общее обсуждение полученных результатов, обмен личными впечатлениями. В ходе этой поездки  участники смогли приобрести ценный практический опыт пересечения и преодоления различных границ, видимых и невидимых, что явилось важной частью обучения на школе.

Особенно эмоционально заряженным и сложным оказалось посещение центра первичного приема – лагеря – беженцев в районе села Мория недалеко от Митилены. Именно здесь становятся очевидными масштаб и драматизм происходящего на острове гуманитарного кризиса. Огражденная колючей проволокой и забором территория, холодные серые стены помещений. Сотни людей в ожидании. Часть из них – в палатках и под сооруженными из подручных средств укрытиями, многие просто вынуждены находиться под палящим солнцем  – в пределах внешнего периметра центра. Другая часть – в переполненных камерах с небольшими окнами, во внутреннем периметре территории центра.

У центра приема беженцев в Мория

Призванные проанализировать увиденное во время пребывания здесь с позиций исследователей, все участники, в конечном итоге, пришли к выводу, что эта задача оказалась едва ли осуществимой. С первых шагов по территории центра мы осознали всю неоднозначность своего положения, и на первый план выступило сопереживание происходящего. Нам удалось пообщаться с представителями нескольких организаций, оказывающих содействие беженцам на территории лагеря – Агентство ООН по делам беженцев, «Врачи мира», «Метадраси» – и получить важную информацию из первых рук. Кто-то из ребят сумел пообщаться с некоторыми из числа самих беженцев. Переломным моментом для многих из нас стало неожиданное и приятное знакомство с группой молодых ребят из Афганистана, которые первыми приблизились к нам и, благодаря знанию фарси одной из участниц школы, смогли поделиться с нами своей историей. При этом они угостили нас арбузом, который только что приобрели на территории лагеря для себя! Всеобщим было ощущение, что все мы – просто люди, вне границ и условностей.

 Слова поддержки на стенах центра
приема беженцев в Мория:
"Нет границ, нет наций"

Чрезвычайно интересной и информативной была встреча с представителем организации «Врачи без границ» Апостолосом Веизисом, которая прошла в здании муниципалитета Митилены сразу после визита в Мория. Будучи специалистом с многолетним опытом работы в гуманитарной сфере в разных конфликтных точках мира, Апостолос Веизис ясно и аргументированно представил свое видение миграционной и гуманитарной ситуации и проблем, с которыми сталкиваются сегодня беженцы и греческое общество. В качестве одной из важнейших задач он также видит повышение уровня информированности и осознания этих проблем, как в Греции, так и за ее пределами.

Одним из особенно полезных этапов обучения на школе стали презентации исследовательских проектов самих участников и их обсуждение, которое оказалось очень продуктивным и содержательным – своего рода, мозговым штурмом, из которого каждый смог вынести для себя много нового. Мною также была представлена работа по изучению греческого общества города Томска, и я благодарна всем участникам и экспертам за полученную обратную связь, полезные комментарии и идеи относительно улучшения и развития моего исследования в дальнейшем. Здесь стоит отметить очень высокий уровень подготовки и богатый и разнообразный опыт всех участников в исследовательской проблематике школы, что позволило нам всем учиться не только у экспертов, но и друг у друга.

Экскурсия по городу Митилена

При столь насыщенном графике обучения нам, участникам школы, удалось поближе познакомиться и с жителями острова, с его повседневной жизнью и историей, благодаря инициативам и содействию со стороны организаторов, а также активной позиции самих участников.  Так, состоялся просмотр и обсуждение тематического фильма, была организована пешая экскурсия по столице острова городу Митилена, которую провела одна из организаторов школы Василики Буратзи, прошла встреча с представителями объединения местных жителей ‘Village of All Together’, а также с членами Общества фотографии г. Митилены, активно участвующими в решении проблем беженцев на острове. Последние рассказали нам об особенностях своей работы среди беженцев, истории некоторых из них, продемонстрировали фотографии, часть из которых была постоянно размещена в помещении, где проходили наши учебные занятия – в красивом здании Музея производства мыла в Пломари (Культурный центр Пломари). Здесь нам, в ходе экскурсии по музею, также удалось узнать многое из истории поселка Пломари. Кроме того, программа школы предоставила возможность неформального общения экспертов и участников друг с другом, что позволило завязать теплые, дружеские отношения.

 Все вместе - вне границ

В целом, такое разнообразие форм обучения и мероприятий программы позволило каждому из нас по завершении школы сформировать весомый багаж новых знаний, опыта, переживаний и впечатлений, который еще долго будет источником идей и вдохновения, положительного эмоционального заряда и интеллектуальной подпиткой. Школа стала по-настоящему интересным, ярким, насыщенным и запоминающимся событием! Она также представляется, безусловно, важным и необходимым сегодня форматом и площадкой для взаимодействия исследователей и практиков, заинтересованных в изучении проблем беженцев и готовых внести свой вклад в их разрешение. Я чрезвычайно рада и благодарна Лаборатории социально-антропологических исследований ТГУ, организаторам летней школы, Эгейскому университету и его партнерам за возможность принять участие в этом мероприятии!

Елена Карагеоргий, младший научный сотрудник ЛСАИ ТГУ

*Village of All Together – сеть, объединяющая жителей Лесбоса, целью которых является содействие в решении проблем беженцев и организации их достойного пребывания на острове. Ее образование в 2012 году также явилось ответом жителей экономическому кризису и актом солидарности в деле противодействия нарастающей расистской пропаганды крайне правых политических сил («Золотая заря»). В стремлении обеспечить достойные условия прибывающим на остров беженцам Village of All Together добилась от муниципалитета г. Митилены предоставления им территории и инфраструктуры летнего лагеря «ПИКПА» для приема и размещения здесь беженцев. Это самоуправляемое автономное объединение без доступа к государственным или европейским финансовым ресурсам, существующее за счет собственных средств его членов, а также пожертвований. С момента создания и по сей день, участники сети приняли и оказали помощь свыше 6000 беженцев, находившимся здесь – кто в течение нескольких дней, кто – до года. Среди беженцев в ПИКПА – те, кто обратился и ожидает получения официального статуса беженца, и те, кто прибыл для воссоединения со своей семьей в Европе, а также наиболее уязвимые группы прибывающих: дети, беременные женщины, люди с ограниченными физическими возможностями и т.д. Здесь усилиями волонтеров и участников сети им предоставляется еда, одежда, медицинская помощь, юридическая консультация, а также организуются занятия для детей, уроки английского и греческого языков и т.д. В виду все возрастающего числа беженцев на острове, сеть нуждается в постоянной материальной – и не только – поддержке своей миссии. Более подробная информация о сети доступна в ее группе в Facebook, где регулярно выкладывается информация о текущих мероприятиях и потребностях сети.



Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 109516

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре