Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Летняя школа по антропологии науки и больших технических систем в Болгарии

С 22 июня по 1 июля 2015 года в Болгарии прошла летняя школа «Антропология науки и больших технических систем: идентичность ученых и инженеров», организованная кафедрой прикладной и институциональной социологии Пловдивского университета «Паисий Гилендарский» при поддержке Европейской ассоциации исследований науки и технологий (EASST) и  активном участии сотрудников Лаборатории социально-антропологических исследований ТГУ. Двенадцать студентов-лаборантов ЛСАИ приняли участие в этом мероприятии, которое впервые за свою 15-летнюю историю стало международным. Главными организаторами школы с российско-болгарской стороны выступили Иван Чалаков, заведующий кафедрой прикладной и институциональной социологии Пловдивского университета, а также научный сотрудник PAST-центра ТГУ, Ирина Поправко, ведущий научный сотрудник ЛСАИ и Тихомир Митев, главный ассистент кафедры прикладной и институциональной социологии Пловдивского университета.

 Тихомир Митев  И. Поправко и И. Чалаков
(фото Я. Пчелинцовой)

Основная цель школы состояла в том, чтобы погрузиться в относительно новое (особенно для российской антропологии) поле – мир ученых и инженеров. Западная же традиция исследований науки, лабораторной жизни, технологий и инженерных практик уже имеет достаточно длинную историю (с конца 1970-х годов). За отправную точку в этой области исследований обычно принимается работа Бруно Латура и Стивена Вулгара «Лабораторная жизнь: конструирование научных фактов» (1979)

В качестве объектов наблюдения в 2015 году были выбраны Национальная астрономическая обсерватория Рожен (наука как форма жизни) и плотина в населенном пункте Доспат (большая техническая система). Томские студенты работали вместе с болгарскими ребятами. Исследования осуществлялись в командах, которые насчитывали по два человека с каждой стороны. Всего было образованно 5 групп. За каждой из них закреплялся определенный «объект» изучения. Группы собирали материал, касающийся повседневной жизни обсерватории, взаимодействия астрономов с их объектами исследования (Солнца, скопления звезд), а также инструментами, при помощи которых эти исследования осуществляются (телескопов, систем обработки данных), особенностей работы инженеров, обслуживающих телескопы. Материал собирался на основе предварительно подготовленного инструментария – гайдов для глубинных интервью, описания артефактов, а также для семиотического анализа документов.

 Иван Чалаков  Астроном Никола Петров

Предварял и завершал полевую работу методологический семинар, на котором И.Чалаков объяснял, как именно необходимо подходить к наблюдаемым в поле объектам и как потом анализировать собранный материал, используя аналитические категории акторно-сетевой теории: важно было увидеть связи между «человеками» (астрономами, инженерами), «не-человеками» (телескопами, приборами обработки и анализа данных) и гибридами (телескопы, спектроскопы, филтры и т.д.), формирующих своеобразные „гетерогенные пары“ (астроном Никола, его Солнце и маленький телескоп-коронограф, астроном Григор, его скопление звезд и „Шмидт“-телескоп).

Большой телескоп. Вид снаружи                    Большой телескоп. Вид внутри.
 Плотина Доспат  Участники школы на плотине Доспат

По итогам работы все студенты получили сертификаты. В последующие летние месяцы предстоит работа по обработке накопленого материала, написанию курсовых работ (для болгарских студентов) и антропологических эссе (для студентов-лаборантов ЛСАИ) и их защита на студенческой научной конференции осенью 2015 г. При поддержке гранта EASST лучшие студенческие работы будут опибликованы в собрнике на английском языке.

 Группа томских участников школы  П. Кошкарева, А.Садырин, Ф.Сметанин с сертификатами

Отличным дополнением к научной составляющей школы было погружение в болгарский политический и этнографический контекст. Специально приглашенный лектор, профессор Нового болгарского университета (София), университета Индианы в Блумингтоне (США) Рэндэлл Бейкер  поделился своей концепцией болгарского национального характера, а также видением роли и месте Болгарии на политической арене Европы на протяжении всей истории существования государства (livin’ on the edge).

Познакомиться с особенностями этнографии родопской части Болгарии участники смогли в Региональном историческом музее «Стою Шишков» в городе Смолян.

 Экспозиция в музее г. Смолян А. Тихонова в музее г. Смолян

Участники школы о своих впечатлениях

Артем Тетерин, лаборант ЛСАИ, студент 1 курса:
«В НАО «Рожен» мы брали интервью у сотрудника обсерватории Григора Николова, который занимается изучением звездных скоплений. Григор увлекся астрономией со старших классов школы, а затем окончил Софийский университет по специальности математика и астрофизика, после чего попал в обсерваторию «Рожен».  В том числе, Григор рассказал о том, как он относится к совместной работе со своими коллегами, которую он оценил очень продуктивно, т.к. по его мнению, существует возможность усвоения опыта, обмена идеями и информацией. Григор не обошел стороной упоминание о своих публикациях, где он хочет добиться ещё больших успехов в изучении вселенной».

Иван Тюхтенев, лаборант ЛСАИ, студент 1 курса, продолжает рассказ Артема:
«Нам очень повезло, что интервью бралось во время работы (и к счастью почти ей не мешало), поэтому можно было просто наблюдать в перерыве за действиями Григора. Григор проверял по просьбе своего коллеги спектрограф на посторонние шумы. Он делал это на протяжении двух часов, постепенно понижая, а затем, снова повышая температуру в телескопе, так же он сохранял снимки с телескопа на компьютере. Когда разговор подтормаживал, Григор проявлял инициативу, он находил занимательные изображения звезд в интернете, чтобы объяснить нам принципы работы спектроскопа и телескопа».

 Астроном Григор Николов  А. Тетерин и И. Тюхтенев с Г. Николовым

Федор Сметанин, лаборант ЛСАИ, студент 3 курса:
«Я работал в группе с Антоном Садыриным, Еленой и Герганой, мы занимались исследованием астрономов и технических систем для исследования комет».

Алексей Тарасов и Ксения Попова, лаборанты ЛСАИ, студенты 1 курса:
«Результатами проведенных интервью стали: обширный материал по предмету нашего исследования, успешно налаженная коммуникация с представителем ученного сообщества, опыт полевой работы, выполнение поставленных целей, взаимодействие и культурный обмен с болгарскими студентами».

Анна Тихонова и Елена Чернякова, лаборанты ЛСАИ, студентки 2 курса:
«Один из самых важных вопросов, которым задавался каждый из студентов – какое место в процессе работы занимают «технические инструменты» ученого. Можно сказать, что все участники школы-семинара видели «кухню ресторана», только вместо кухни – кабинет астронома и телескоп, а вместо ресторана – здание обсерватории. Яркие воспоминания, опыт полевых исследования и новые знакомства – это то, что мы привезли из поездки. Свой восторг от увиденного и прочувствованного хочется разделить с окружающими. Сказать, что это было здорово, превосходно и удивительно – это слишком мало для описания той гаммы ощущений, что бурлит, пожалуй, в каждом из участвовавших».

 Никола Петров и Алексей Тарасов  Анна Тихонова и Елена Чернякова в г. Смолян

Сеиль Джанызакова, лаборант ЛСАИ, студентка 3 курса:
«Я и Катя Лукьянова работали в команде с болгарскими студентками – Пламеной и Гульбен. Нам было удобно и комфортно, так как мы с девочками жили по соседству в здании, принадлежащем обсерватории. Между нами и ребятами-болгарами сразу же с первых минут наметился языковой барьер, но спустя некоторое время мы создали свой микс языков, который включал в себя русский, болгарский и английский. Это было сложно, но весело […] В один из вечеров мы ходили смотреть в любительский телескоп: посмотрели Луну, звезды, Сатурн, но свечения и созвездия из-за густоты облаков сложно было разглядеть. Я подержала и помахала лазерной указкой астронома, которой он указывает на звезды в небе. Астрономические джедаи. Было незабываемо и восхитительно».

Полина Кошкарева, лаборант ЛСАИ, студентка 4 курса:
«Моей основной задачей в данном полевом исследовании была фиксация интервью на видеокамеру, и я сделала акцент именно на этом. В основном наши респонденты говорили на болгарском языке, что довольно усложнило задачу. Я поняла – несмотря на языковой барьер, мы можем улавливать эмоции, которые проявлялись у астрономов в ходе беседы, когда речь заходила о старом оборудовании. Даниэль, оператор, работавший со старым компьютером, а теперь работающий с новым, с теплотой и одновременно с юмором вспоминает те времена, когда он работал со старой системой управления. Он показывал схемы, по которым происходила обработка данных, нарисованные от руки. Старая техника вызывала чувство ностальгии у респондента. В целом, у меня остались самые позитивные впечатления от практики, это был совершенно новый опыт. Хочется отдельно отметить красоту тех мест, где мы жили и работали, нам действительно удалось совместить приятное с полезным».

 Катя Лукьянова, Сеиль Джанызакова и
Аня Тихонова в Пловдиве
 Полина Кошкарева ведет видеосъемку

Венислава Петрова, студентка 3 курса, Пловдивский университет:
«Один их интересных для меня моментов был связан с работой в смешанных русско-болгарских группах. Сначала я была весьма пессимистично настроена по поводу языкового барьера (хотя я изучала русский) и их способа обучения и восприятия определенной информации (россияне по специальности антропологи, болгары – социологи – прим. переводчика). Но в процессе работы все нормализовалось, и нам было приятно работать в команде». (перевод с болгарского И.Поправко)

Антон Садырин, лаборант ЛСАИ, студент 3 курса:
«Спасибо ЛСАИ (LSAR), отдельное спасибо Ирине Владимировне Нам и Ирине Геннадьевне Поправко, а также главе Пловдивской летней антропологической школы, профессору университета Пловдива Ивану Чалакову (Ivan Tchalakov) за очередную предоставленную возможность совместить приятное с полезным, и стать чуточку ближе к праву ношения гордого звания - АНТРОПОЛОГ».

Пловдивский университет является уникальным местом на пространстве бывшего «советского блока», где регулярно (начиная с 2000-му году) проводятся исследования в рамках антропологии и социологии науки, технологий и инноваций. В этом смысле томским студентам невероятно повезло. Стоит также отметить, что первый опыт такой школы с международным участием, несмотря на все «трудности перевода», оказался очень удачным. В дальнейшем у организаторов есть планы проводить это мероприятие ежегодно и приглашать на него ведущих мировых исследователей в рамках STS.

Фильм о летней школе «Антропология науки и больших технических систем: идентичность ученых и инженеров»

Съемки, сценарий, озвучка - Полина Кошкарева, монтаж - Николай Коновалов, неравнодушный соучастник - Ирина Поправко.

Ирина Поправко, ведущий научный сотрудник ЛСАИ

При активном участии ребят-лаборантов: Полины Кошкаревой, Альбины Рассказчиковой, Антона Садырина, Федора Сметанина, Сеиль Джанызаковой, Екатерины Лукьновой, Анны Тихоновой, Елены Черняковой, Артема Тетерина, Ивана Тюхтенева, Алексея Тарасова и Ксении Поповой.

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 72741

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре