Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Курсы лекций Н.В. Ссорина-Чайкова по антропологии дара и визуальной антропологии

С 24 по 28 марта 2014 года на базе Лаборатории социально-антропологических исследований состоялись открытые лекции по темам «Антропология дара» и «Визуальная антропология: введение», которые прочел известный этнограф и антрополог, преподаватель кафедры социальной антропологии Кембриджского университета Николай Ссорин-Чайков.

Ежедневно лекции посещало до 60 человек, в числе которых представители исторического, философского, экономического, психологического факультетов, факультета журналистики, Высшей школы бизнеса, Института искусств и культуры. Кроме сотрудников и студентов ТГУ, лекции Н. Ссорина-Чайкова посетили представители других университетов и организаций – Томского политехнического университета, Томского государственного педагогического университета, Томской государственной архитектурно-строительной академии, Томского областного краеведческого музея.

Антропология дара

Дарообмен считается одной из основ функционирования традиционных и догосударственных обществ. “Теория дара” составляет классическую область антропологии ХХ века и посвящена пониманию традиционной роли дара и описанию того, как в так называемых “современных” обществах обмен дарами постепенно уступает место обмену товарами и рыночными отношениями.

В прочитанном курсе классическая теория дара рассматривалась с точки зрения современных этнографических исследований и двух взаимосвязанных теоретических вопросов.  Во-первых, что такое дар в “современных” обществах. В создании каких отношений участвуют дары? Каковы моральные и социальные дилеммы дарения? Какой свет проливают эти дилеммы на различные типы общества модерна – и, прежде всего, на неолиберальные культурные матрицы современности? Во-вторых, в курсе рассматривалось, каким образом сама “современность” принимает форму дара. Предметом анализа здесь являются “развитие”, “модернизация”, государственные и рыночные реформы, “блага цивилизации” и международная помощь как дар современности. Как и кем этот дар дается и получается, и как он живет? Какие отношения долга, зависимости и благодарности он порождает? Предметом сравнительного анализа здесь являются колониальные и неоколониальные отношения, государственный патернализм и нео-либеральное мессианство.

Темами лекций были классическая теория дара; понятие «реципрокности» и его различные трактовки; проблема дара в современном обществе и проблема современности в теории дара; развитие и модернизация как дар (филантропия, гуманитарная помощь); империя как дар (Ориентализм и социальное расстояние между “цивилизацией” и “дикостью”); подношения, дань, дар королю, царю, генсеку, президенту; подходы к “культу личности” и дары “вождям СССР”; дипломатические миссии и дипломатические дары; дар и международное право: естественное право и позитивное право.

В результате курса слушатели были ознакомлены с теорией дара и дарообмена, основными этапами ее формирования, социально-историческим контекстом её возникновения и развития; получили представление о понимании современного общества и неолиберальной политики с точки зрения логики дара. Лекции были ориентированы на предоставление аналитических инструментов для анализа современных проблем, включая проблемы государственных реформ и международных отношений.  

Визуальная антропология

В курсе «Визуальная антропология: введение»  в фокусе внимания слушателей оказались проблемы «оптического» анализа реальности. Визуальная антропология в данном контексте трактуется не только как этнография, использующая методы документального кино, но и как изучение видимого посредством этнографических методов. Что доступно и недоступно взору? Каково соотношение речи и молчания? Является ли придел прозрачности преградой для понимания? Эти и другие вопросы на лекциях были рассмотрены на примере этнографических текстов и фильмов.

В рамках курса состоялись просмотры и обсуждения нескольких документальных фильмов различных жанров: «Таежные кочевники» (“Taiga Nomads”, реж. Heimo Lappalainen, 1993 г.), «Ягуар» (“Jaguar”, реж. Jean Rouch, 1955-1967 гг.), «Через 7 лет» (“Seven up series”, реж. Michael Apted, 1964 г.) и другие. В основу жанрового разграничения было заложено текстовое и визуальное присутствие в работе исследователя, режиссера, и соотношение этого присутствия с голосом  и «взором» информантов.  Как показали рассмотренные примеры, и в случае визуальной, и в случае текстуальной репрезентации антропологическая работа этнографа предполагает присутствие диалога.

При создании «Таежных кочевников» Н. Ссорин-Чайков выступал научным консультантом, поэтому обсуждение данной картины вызвало особый интерес слушателей. В течение почти годового периода  – с начала осени до середины лета – авторы фильма наблюдают за жизнью эвенкийского сообщества в нескольких точках. В кадре оказываются быт традиционного кочевья, жизнь эвенкийских детей в интернате и их обучение в советской школе, формы местного самоуправления малых народов Сибири. На первый взгляд в работе отсутствует авторский закадровый текст – о своей жизни рассказывают сами эвенки. Но обсуждение фильма после просмотра выявило авторский голос и «взгляд» в постановке вопросов, выборе монтажных планов, организации сюжета.

Эмпирические примеры из кинематографических работ, фотографий, текстов прояснили различные антропологические подходы к анализу видимых социальных и культурных феноменов. В рамках курса были рассмотрены концепции П. Бурдье (вопрос о визуальности как о культурном явлении), К. Гирца (метод насыщенного описания и интерпретации культур), Дж. Клиффорда (влияние процессов глобализации и деколонизации на жизнь современных «аборигенов»), Н. Ссорина-Чайкова, Дж. Кошута (этнографический концептуализм и музейная этнография как искусство), Ж. Делёза, М. Фуко, К. Клакхона, М. Мид (надзор и наблюдение в обществах контроля, пределы прозрачности и «оптика» в социальной жизни).

Таким образом, если исторически антропологам были интересны прежде всего локальные культуры и их т.н. «уходящая натура», то в современности формируется понятие дискурсивной этнографии. Социальная реальность может изучаться не только в контексте территориальных локусов, но и внутри тематических полей. Новыми объектами исследований становятся «техношафты», «этношафты», «медиашафты», «идеошафты» и другие потоки, по которым путешествуют слова, люди и вещи. При этом центральным вопросом для визуального антрополога, как и для других представителей гуманитарных наук, остается вопрос о том, какая часть наблюдаемой реальности является достоверной в границах принятых интерпретаций.

Материалы о лекциях Н. Ссорина-Чайкова в СМИ:

Послушай, что говорят

Профессор соцантропологии: Сегодня счастье близко, можно протянуть руку

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 109516

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре