Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

О лекциях О.А. Оберемко на информационном портале "Глобалсиб"

Что делать с русской и сибирской идентичностью

15 марта 2014 г.

Как формируется идентичность, где ее можно обнаружить и как изучить, горожане узнали на открытых лекциях доцента Высшей школы экономики Олега Оберемко в Томском государственном университете 13-14 марта 2014 года.

Возможность бесплатно повысить свой образовательный уровень и даже квалификацию дала всем желающим томичам Лаборатория социально-антропологических исследований ТГУ. Лекции были ориентированы на помощь исследователям идентичности различного рода, а заодно учили слушателей грамотно, то есть с точки зрения современного научного подхода интерпретировать происходящие вокруг социально-политические события.

Олег Оберемко в своем курсе опирается на символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в социальных науках, постулирующее, в числе прочего, что идентичность (да и любые смыслы) производится, утверждается и изменяется только в процессе коммуникации:  ''Нельзя мыслить идентичность как то, чем мы занимаемся в одиночку''. Исследователи рассматривают здесь огромный спектр феноменов - от ''электоральной идентичности'' (выражающейся в том, как человек голосует на выборах) до самопознания человека. Но как к этому подобраться?

Идентичность может появиться тремя путями:  через самоидентификацию, или когда мы определяем другого, или когда кто-то определяет нас. Например, сибирская идентичность оформляется, если мы как сибиряки заявляем о ней, либо если мы определяем кого-то в качестве сибиряков, либо когда другие идентифицируют нас как сибиряков. Но одноразовой операции мало. Как заметил Олег Оберемко, вопрос в том (для ученого, прежде всего), можно ли выделить формы поведения, которыми сибиряк утверждает свою идентичность. Нужен постоянный процесс.

Таким образом, никакая идентичность не существует сама по себе - ни ''сибирскость'', ни ''русскость'', ни ''татарскость'', ни ''православность'', ни ''патриотичность''. Как только русский перестает воспроизводить свою русскость, она исчезает. Образно говоря, рукописи горят, когда их не читают. Более того, как эту русскую идентичность будут воспроизводить, такой она и получится. Конкретных примеров лектор тут не привел, но они напрашиваются. Так, одно дело, как утверждали русскую мессианскую идею философы и другие отечественные мыслители, и совсем другое - как подает свое ''русское'' безграмотный гопник-националист, плохо знающий даже родной язык. Грубо говоря, русские философы думали, что Россия способна спасти весь мир в духовном смысле, а современным националистам почему-то оказалась ближе идея о том, что нужно повсюду ''спасать русских'', - вот так исторически, в процессе коммуникации сменился смысл идентичности.

К практикам утверждения идентичности можно отнести даже конфликты. Олег Оберемко привел в пример мальчишек, которые дерутся из-за несогласия с негативными определениями друг друга (''дурак'' или ''козел''). Но совершенно очевидно, что это касается и взрослых сражений - как воочию, так и в Интернете. В любом конфликте всякий борется не то, чтобы ''за идею'', а за собственную связь с этой идеей, за возможность выглядеть в глазах других тем, кем себя считаешь сам. Успешно или нет - это уже второй вопрос.

К счастью, к формированию идентичности (и вытекающего из нее поведения) может быть и конструктивный подход. Преподаватель рассказал историю про жителей России, которые отправились на машине в Финляндию. Пока ехали по территории своей страны - выбрасывали окурки в окно на дорогу. Стоило оказаться в соседней - стали складывать мусор в пепельницу, при том, что никто не заставлял делать так. Вернулись домой - и про пепельницу забыли.

То есть получается, что Финляндия смогла создать себе такую идентичность, что рука не поднимается бросить там на дорогу мусор, даже у гостей. Чего не скажешь про Россию. Правда, начинают ли иностранцы мусорить где попало, как только въезжают в Россию, точно не установлено. Пожалуй, зависит от личного самоопределения: считаешь ли ты себя тем, кто может себе позволить загрязнять окружающую среду, или нет.

[ Мария Митренина ]

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 99177

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре