Томский государственный университет
Исторический факультет

тел.: +7-3822-529796

634051, Россия, г. Томск, пр. Ленина, 34, ауд. 30

Впечатления о поездке в Томск

Елена Миськова

13 апреля 2014 г.

Я восприняла недельную поездку в Томск как…, наверное, «кругосветное плавание» будет самое верное сравнение. Этому сильно способствовала погода. Она менялась каждый день и полдня: от плюс 10-13 в первые дни до минус 2-4 в день перед отъездом, от режущего, сверлящего мозг и глаза солнца до обложного дождя и снегопада, а в первую ночевку был почти ураган – ветер выл и стонал, деревья трепало, а припаркованные во дворе машины истерично срывались в визг сигнализаций. Картину «плавания» завершали обломки серых льдин, как торосы набежавшие друг на друга у набережной, на вскрытой взрывами Томи.

Не шибко надсадно – некогда было – но я все-таки подумывала о пресловутой идентичности провинциального города-областного центра- губернского города -студенческой столицы Сибири (каждый четвертый житель – студент) - города университетов и институтов- города купеческой застройки (деревянно-резной и краснокирпично-резной) и безумного нагромождения современной застройки рядом со спаленными (искусственные поджоги) памятниками деревянной архитектуры - города с татарской слободой и двумя конкурирующими мечетями -города следственной тюрьмы НКВД и потомков спецпереселенцев и ссыльных (города польских, немецких, греческих, украинских, латышских и так далее фамилий) - города студентов из Таджикистана и гастарбайтеров из Узбекистана-города самоироничных памятников - города, в котором, наконец, о «плавании» все-время напоминают дороги, асфальтовое покрытие которых давно пошло где крутой волной, где рябью, где водоворотами и воронками.

Все это девятым валом накатывало на мой…то гордый фрегат – ну как же, антрополог из МГУ, целый доцент, лекции читает аборигенам об «антропологии фиг-знает-чего», прикладной то есть; то утлую лодчонку, подвластную всем ветрам – одинокая немолодая девушка, одиноко ночующая в чужом городе; то исследовательский шлюп – интересно все, ново; то плот без руля и ветрил – куда ж нам плыть в этом кромешном мраке, когда из столиц приходят такие новости о политической ситуации и желание посещает только одно – превратиться в подводную лодку и опустить перископ… Личностный поток идентификации сильно влияет…

Думала я об этой томской идентичности – русской провинциальной идентичности, сибирской, городской – и последний поход в уникальный кукольный театр «Два плюс ку» Владимира Захарова дал эвристичную для меня формулу проникновения в это родное-чужое, говорящее на одном языке о различном. «Заходите-заходите, скорее проходите внутрь!», - такова эта формула.
Вокруг театра был настоящий томский центровой ландшафт – горки высокого берега реки со своей, томской, точечной застройкой – все перемешано, старое, новое, «элитное» жилье и покосившиеся деревянные домики, повсюду следы стройки и недостройки, перешедшей в ландшафт – стройматериалы, дворовый скарб, мусор, раздавленные машинами подъезды и подходы. Когда охватываешь все это взглядом, первая реакция – паника! Где, что, как подойти, куда завернуть. Камера на айфоне, кстати, здорово помогает адаптироваться – начинаешь фоткать «красоту» в таком ракурсе, чтобы было видно только ее, а «не красоту» не видно, а потом соскальзываешь в ландшафтный поток – сапог соскальзывает и камера за ним… И вот во всем этом бедламе звучит тебе вдруг какой-то привечающий голос, приглашающий с залитой штормом палубы в теплую каюту, капитанскую рубку, с продуваемой улицы в теплый дом: «скорее, скорее, заходите внутрь! В тепло! В сердце, внутрь!» Ты заходишь, со сведенными дежурной улыбкой лицевыми мышцами и безумными глазами, тебя колотит от холода, а внутри обитатели…

Театр Захарова уникален. Он ставит и играет свои спектакли один – то есть со своими удивительными куклами, которые он сам сконструировал (по образованию он «кибернетик электрических систем», заканчивал Томский политех и работал долго в каком-то НИИ), которые оживают в его руках, за которых он говорит, но ты слышишь разные голоса, настоящую полифонию живого мира. Какими-то неуловимыми движениями он один по ходу спектакля включает звезды, море на полу, музыку, оттенки света… А перед спектаклем куклы в разных местах говорят с тобой сами по себе: «Проходите-проходите! Что, билеты кончились? А вы так проходите, за деньги», - говорит кукла-бабушка-кассир)) Другой монстрик рассказывает, как создавался театр: «Сначала хотели выйти за рамки, а теперь это в никакие ворота не лезет!», а другой вздыхает: «Люди добрые, чего ж вы такие злые!»

И ты понимаешь, что настоящий русский мир – он в этом «заходите-заходите, скорее заходите внутрь!». Даже мемориальный музей-следственная тюрьма – вот уж где волосы дыбом встают от приглашения «заходите-заходите!», а все-таки директор музея, потомок польских спецпереселенцев как-то превращает эту дичь со скрипом окошек в натуральных дверях камер в какое-то утешение…женщина-кассир на входе сидит вяжет что-то… и постепенно сводящие скулы судорога уступает место слезам и покою…

Слишком тяжела эта внешняя среда, этот климат и ландшафт, взболтанные, взбуруненные с историей в один страшный коктейль, «мрак внешний»…И этот голос в сгущающейся жути – «скорее! скорее заходите внутрь!» - если он зазвучал для тебя, то значит открылась какая-то дверь для понимания…

Спасибо моим томских проводникам.

Проект "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" реализуется в рамках гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований № 14.В25.31.0009
© Лаборатория социально-антропологических исследований, 2013посещений: 263494

Разработка сайта: Годенов И.С.

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER на клавиатуре